Валентин и Валентина возвращаются
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В минувшую субботу на малой сцене Пензенского драматического театра студенческая театральная студия «Кириллица» представила свой взгляд на известную пьесу Михаила Рощина.



Советская пьеса


Премьерный спектакль по пьесе советского драматурга Михаила Рощина «Валентин и Валентина» представила на малой сцене Пензенского драматического театра студенческая театральная студия «Кириллица» под руководством режиссера-постановщика Константина Бутина.

Сама пьеса была написана в 1970 году и с нее, собственно говоря, и началась слава драматурга Рощина. На сцене перед нами разворачиваются события середины двадцатого века. Двое молодых людей — Валентин и Валентина, студенты, влюблены друг в друга. Однако их окружение, и, особенно, их семьи пытаются всячески воспрепятствовать этому роману.

«Нет повести печальнее на свете…» Так можно сказать не только об известной шекспировской трагедии. Любые отношения, какими бы они прекрасными и бескорыстными не были, всегда должны пройти проверку окружающей действительностью.

В чем трагедия?


В начале представления влюбленные находятся как будто бы в облаках, сидят на балконе, стоят наверху лестницы. Их чувство возвышает их над остальным окружением — ироничными и ехидными друзьями, полными противоречий родными. Ближайшее окружение человека — семья. Семьи главных героев определенно далеки от позитива в отношении к чувствам героев.
В семье девушки Валентины четыре одинокие женщины.

Бабушка одинока — дед погиб на войне. Мама одинока — отец оставил ее одну с двумя дочками. Старшая сестра одинока — разведена, пытается найти новое счастье. Валентина видит вокруг себя лишь неудачные отношения и модель семьи, в которой мужчины нет вообще. Причем, ей постоянно внушается, что ее избранник не достоен ее, прежде всего ввиду своего более чем скромного материального положения.

В семье у юноши Валентина тоже не все гладко. Отец умер несколько лет назад, мама работает проводницей в поездах дальнего следования, ее часто и подолгу не бывает дома. В семье трое детей, и Валентин вынужден выполнять обязанности главы семьи в отсутствии матери, да еще подрабатывать, при этом, все же ухитряясь получать высшее образование. В этом доме он — единственный мужчина, с мамой и двумя младшими сестрами, за которых он отвечает. Такие трудности не отбивают у него решения взять на себя ответственность еще и за любимую девушку, которую он приводит в свою квартиру. Его мать относится к возникшим чувствам более, чем иронично, но не мешает им, даже предоставляет молодым людям возможность жить своей жизнью в тех условиях, которые у нее имеются.

В семье девушки ее увлечение воспринято неприязненно, мама категорически против отношений дочери с небогатым кавалером, усматривая в них корысть с его стороны. Поскольку в доме нет мужчин, их и воспринимают, как ненужный предмет.

Существует еще окружение влюбленной пары. Друзья молодого человека, знакомые девушки. У всех свое мнение по поводу их отношений, все спешат его озвучить и дать полезные рекомендации.
Однако влюбленные не сдаются, перебираются жить в квартиру юноши. Вскоре девушка Валентина, воспитанная на материнских нравоучениях, начинает терзаться сомнениями, и в этот момент появляются мать с сестрой и забирают ее домой.

После этого в обоих семьях разворачивается драма. Старшие члены семьи по-разному относятся к прекращению отношений молодых людей. У девушки в доме на ее сторону встает только старшая сестра, а юношу поддерживает мама.

В конце концов, любовь побеждает, Валентин и Валентина остаются вместе, преодолев не только отношение окружающих, но и свои собственные страхи. На том, что сюжет актуален и в наши дни, останавливаться не нужно. Проблемы все те же, моральные принципы столь же различны.



Игра в жизнь


Остановиться хотелось на игре актеров и попросту поаплодировать ей. Удивительно точно подмечены характеры, схвачено настроение. Неуверенность молодых людей, равнодушное веселье второстепенных персонажей. Драматизм одиночества матерей обоих главных героев. Казалось бы, такие похожие судьбы, обе остались одни с детьми. И все же, отношение самих женщин к своим детям, к общественному мнению различно.

Гордость, отчуждение, постоянная оглядка на общественное мнение — это качества, присущие матери девушки Валентины. Для нее дети — предмет для гордости либо позора. Она не считается с мнением дочери, полагая, что, принеся себя в жертву ради детей, вправе требовать от них таких же действий. Она лучше знает, кто подходит ее ребенку, и очень трепетно относится к тому, что у них есть, и не желает пусть в свою крепость чужаков.

С другой стороны — мать юноши. Она тоже не в восторге от их отношений, считая (не без оснований), что ее сын не сможет удовлетворить амбиций девочки из интеллигентной семьи и рискует, разочаровав ее, разочароваться сам. Но здесь мать доверяет сыну самому принять решение. Она ему доверяет заботу о сестрах, относится, как к взрослому мужчине, но, тем не менее,  волнуется, чтобы он хорошо учился, не надорвался на работе. Объясняет сыну всю ту ответственность, которую он несет, если вступит в серьезные отношения.

В итоге влюбленные побеждают, взрослые вынуждены смириться. Триумф авантюризма молодости над осторожностью взрослых.

Театр «Кириллица» редко, но метко радует нас своими постановками. Будем надеяться, что это войдет у него в привычку — погружать нас в мир с различными характерами, которые актерам так хорошо удается передавать.

Фото автора

Похожие статьи