В Пензенской картинной галерее ожила картина
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
По выходным здесь вниманию публики представляются фильмы из цикла «Встреча с одной картиной». Сегодня мы поговорим о фильме «Ожившая картина», посвящённом произведению И.К.Макарова «Девочки-сестры». 

IMG_20170401_132655.jpg

Новый фильм о старой картине


Фильм этот из цикла «Встреча с одной картиной», предназначен для показа в Музее одной картины. Он посвящен одной из замечательных картин нашего художественного музея — полотну академика живописи Ивана Кульмича Макарова, портрету Лизы и Наташи Араповых. Но картина еще только готовится отправиться в Музей одной картины, а пока с ней можно познакомиться в картинной галерее.

Нежные образы девочек на портрете притягивают своей искренностью, непосредственностью и чистотой. Кажется, что еще чуть-чуть — и девочки пошевелятся. На фоне темно-красного бархата две сестрички в голубых платьях расположились возле затянутого красным же бархатом стола. Кто эти малышки?

Героини картины


Девочки эти не простые купеческие или дворянские дочурки. Героини картины приходятся внучками Наталье Николаевне Пушкиной-Ланской от ее второго брака с генералом Петром Петровичем Ланским. Хотя Ланские и приняли детей Пушкина как родных в свою семью, у них были и свои дети. Две их дочери — Александра и Елизавета, вышли замуж за братьев — Ивана и Николая Араповых. Их отец Андрей Николаевич Арапов, который был весьма состоятельным пензенским помещиком, являлся также предводителем дворянства Нижнеломовского и Наровчатского уездов.

Каждому из сыновей он купил по имению в Пензенской губернии — в Наровчатском уезде для Ивана и в Мокшанском уезде — для Николая. В пензенские имения и привезли братья своих жен — сестер Ланских. На свадьбу Николая Арапова и Елизаветы Ланской отец жениха подарил им красивый французский мебельный гарнитур из розового дерева с бронзовыми накладками и фарфоровыми вставками. 

В семье Елизаветы и Николая Араповых родились две дочери — Лиза и Наташа. Это они явились героинями портрета, который находится в Пензенской картинной галерее.

Портрет был написан в Пензенской губернии в 1879 году, Лизе тогда было 6 лет, а Наташе 4 года. Есть даже такая легенда о том, что одна из девочек подбежала к холсту с еще не высохшими масляными красками и прижала к нему свою ручку. След от детской ладошки, как послание из прошлого, под определенным углом можно найти на картине и в настоящий момент.
Девочки на картине замерли вокруг стола. Видно, что младшая не столь усидчива, ей не сидится на месте. Она даже привстала, как будто собирается вскочить и убежать. Картина словно оживает на глазах.

Мастер живописи


Пензенская картинная галерея гордится тем, что в ее фондах хранится 15 картин и гравюр академика живописи И.К.Макарова. Отец художника Кузьма Макаров организовал в Пензе первую рисовальную школу, в которой обучался его одаренный сын Иван.
В истории Пензы отец с сыном Макаровы остались, прежде всего, как люди, которые вместе с учениками рисовальной школы расписывали Спасский Кафедральный Собор. В летопись русской живописи Макаров вошел как человек, подаривший нам портреты семьи Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской.

Будучи студентом Санкт-Петербургской академии художеств, Макаров был рекомендован семейству Ланских, как талантливый портретист. Сначала он написал портреты дочерей Пушкина — Натальи и Марии, а затем попросил разрешения написать портрет самой Натальи Николаевны. В собрании Пензенской картинной галереи есть портрет Ольги и Варвары Араповых кисти Макарова. На нем изображены родные тети Лизы и Наташи, портрет этот находится справа от портрета самих сестренок.

Судьбы сестер


Как это часто бывает в жизни, особенно, если в ее размеренное течение вмешиваются такие внезапные и ужасные события как война, судьба у сестер сложилась совершенно по-разному.

Старшая Елизавета, осталась в Андреевке Нижнеломовского уезда в родовом поместье своего отца. Мужем ее был Виктор Бибиков, нижнеломовский предводитель дворянства. После революции 1917 года Елизавета лишилась всех средств к существованию. Свой век она доживала в Пензе с приемным сыном Дмитрием.

После конфискации ее имения, она перебивалась случайными заработками, преподавала иностранные языки. По свидетельствам ее современников, сохранившимся до наших дней, учила она строго и ответственно. В 1918 году Елизавета Николаевна передала в Пензенскую картинную галерею портрет свой и сестры в детстве, имевший для нее, несомненно, огромную ценность.

67.jpg

 Такова же была и судьба французского гарнитура из ее имения (подаренного ее дедом ее родителям на свадьбу). Она оставила после себя мемуары «Мои воспоминания о Пушкине и его потомках». В своих записках она всегда оправдывала жену Пушкина, по ее мнению, незаслуженно порицаемую молвой и обвиненную в смерти поэта. Таких убеждений Елизавета не разделяла. Скончалась Елизавета Николаевна в 1953 году в возрасте 80 лет.

Младшая сестра Елизаветы, непоседливая крошка с портрета, Наташа вышла замуж за военного — дворянина, князя Николая Левановича Меликова, уроженца Тифлиса. Однако через некоторое время Меликов оставил Наталью Николаевну с сыном Сергеем (после смерти дочки Ирины). 

Вторым браком она была замужем за офицером Федором Ивановичем Анненковым (1865-1915), правнуком декабриста Ивана Анненкова. Второй муж Наташи погиб на фронте во время первой мировой войны.

Наталья Николаевна с сыном отправилась на Кавказ, а позже эмигрировала в Швейцарию. В 1920 году она переехала в Париж, где у нее был магазин «Вышивка и дамское белье». Умерла она в 1967 году в Версале в возрасте 96 лет.

IMG_20170409_150252.jpg

Так сложилась судьба двух девочек-сестер, которые смотрят на нас с большого портрета в Зеленом зале Пензенской картинной галереи. В фильме о его истории также рассказывается, как работники картинной галереи постарались оживить портрет, воссоздав обстановку и образы сестренок и запечатлев их уже объективом профессионального фотохудожника.

Сейчас уже мало, кто рисует портреты. Многие стараются остановить прекрасные мгновения с помощью фототехники. Это быстро, красиво и предоставляет массу возможностей в плане обработки, фона и цвета. Однако ничто не заменит работы мастера-живописца, который единолично мог оставить на картине свое впечатление, видение героя портрета. Возможно, они не всегда максимально точны, но по-своему прекрасны. Они передают душу человека, какой ее смог увидеть мастер.

Сложная жизнь разделила сестренок Араповых. А нам в наследство остался портрет, глядя на который, можно представлять себе этих девочек, их жизнь. А с замечательными комментариями, изложенными в фильме, история девчонок начинает играть новыми красками.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи