«Русский Вальтер Скотт» из Рамзая: ко дню рождения Михаила Загоскина



Сейчас произведения Загоскина подзабыты широким кругом читателей, его пьесы давно уже сошли с театральных подмостков, да и биография известна разве что специалистам по русской словестности, а между тем Михаил Николаевич был не только талантливым литератором, чей путь к славе был, к слову сказать, достаточно долгим, но и вообще человеком интересной судьбы. Вступив в ополчение, он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен в ногу в сражении под Полоцком и за проявленную храбрость награжден орденом Св. Анны 4-й степени на шпагу, а подлечившись вернулся в действующую армию и фактически до окончания войны служил адъютантом при генерале Левисе. С 1817 года Загоскин работал в Императорской публичной библиотеке (Санкт-Петербург), а с 1823 — уже в Москве, в управлении московских театров, директором которых назначен в 1831 году. Кроме того, Михаил Николаевич с 1842 возглавлял один из ключевых музеев России – Оружейную палату.
Еще при жизни Загоскин, как, наверное, любой известный и читаемый автор, вызывал совершенно полярные мнения о своем творчестве, ведь не подвергаемые сомнению литературные удачи чередовались с проходными или вторичными произведениями. Кто-то считал его живым классиком, иным критикам казалось, что жанр в котором работал писатель, свое отжил, а что говорят о нем современные специалисты?
Мой собеседник - кандидат исторических наук, вице-президент Фонда содействия развитию русской культуры (г. Москва), историк и литературовед Вячеслав Викторович Нефёдов.
- Как так вышло, что писатель, которого в свое время называли «русским Вальтером Скоттом» несколько потерялся на литературной карте России к данному моменту? Что этому способствовало?
- "Потерялся" не только Загоскин, но и многие другие славные литераторы 19 века. Вальтер Скотт или Проспер Мериме, с которыми переписывался Загоскин, более известны в своих странах просто по той причине, что после них не так много имён, равных им по таланту можно назвать в западной литературе. У нас же - напротив. Этому способствовал тот факт, что в Российской империи после смерти Михаила Николаевича стало значительно большее количество талантливых людей заниматься литературным трудом. Литературное творчество перестало быть уделом избранных, прежде всего дворян. Уже к революции 1917 г. количество переросло в качество: был пережит как Золотой, так и близился к завершению Серебряный век русской литературы. Появилась и историческая романистика : ну куда, к примеру, тягаться сочинениям Загоскина с "Войной и миром" Льва Николаевича? Хотя в любом случае он остался определённым образом наставником и предшественником Толстого.
- Однозначно ли относились современники к творчеству Загоскина? Был ли он действительно самым ярким в своем жанре, насколько правдоподобно то, о чем он писал?
- Ну, однозначно ни тогда, ни сейчас мало к кому относятся, разве что к посредственностям испытывают однозначное равнодушие. Белинский вполне справедливо различал в творчестве Загоскина как несомненные удачи, так и вещи более слабые. Так и просвещённые дворяне - его современники: кто-то восторгался, а кто-то и негодовал. Да, для своего времени Михаил Николаевич действительно был не только самым ярким в своём историческом жанре, но проявил себя в других сочинениях иного рода. В целом, было более, чем правдоподобно всё то, о чём он писал. Особенно это касается романа о войне 1812 года, в которой он сам участвовал.
- М.Н. Загоскин много писал для театра, что скажете насчёт актуальности его пьес в наше время, будут ли они интересны публике сейчас, если кто-то решится их поставить?
- К сожалению, пьесы Загоскина, на мой взгляд, ушли глубоко в прошлое. Сюжеты его пьес не всегда были оригинальны даже в то время. В наше время они могут быть интересны зрителям в том случае, если ставить их в духе начала 19 века, с декорациями и костюмами того времени. Да и то, лично я бы их сильно подсократил. Все события в то время шли значительно медленнее. Это дествительно так, ведь даже, например, произведения Моцарта наши современные оркестры играют заметно быстрее.
- Сейчас все больший оборот набирают путешествия по старинным усадьбам, связанным с именами известных личностей прошлого. Остались ли в Рамзае какие-либо свидетельства, напоминающие о семье Загоскиных? Есть ли вообще потенциал у фигуры этого писателя, как еще одного «известного земляка» для нашей области именно с точки зрения туристической привлекательности?
- В настоящее время архитектурных памятников времён Загоскина в Рамзае практически нет. Назову разве что остатки липовой аллеи и фруктового сада, дом дворовых людей. Усадьба же не сохранилась. С точки зрения привлекательности для туристов нет ничего невозможного. Потенциал есть не только у Загоскина. Здесь главное - финансовая поддержка. Сумели же в белорусском Залесье почти в аналогичной ситуации создать буквально из ничего музей другого современника Загоскина, композитора М.К. Огинского, автора знаменитого полонеза "Прощание с Родиной".
- Жива ли традиция исторической прозы в России сейчас, как оцениваете ее состояние? Повлиял ли Загоскин и его книги на писателей, которые работали и работают после него?
- Традиция исторической прозы в России сейчас жива и будет жить. Я оцениваю её состояние на оценку "хорошо". Тиражи книг сейчас вновь такие, как и были во времена Белинского и Загоскина. Повторюсь, что Загоскин оказал значительное влияние на историческую прозу всего 19 века, с него брали пример, ему подражали. Его творчески осмысливали, как тот же граф Толстой.
- Наверняка в наше время редко кто читает труды Загоскина, с чего бы лично вы посоветовали начинать знакомство с наследием этого писателя? Какие его произведения хорошо читаются и в наше время и могут ли они быть интересны молодежи, подросткам?
В наше время редко кто читает даже Лермонтова, и Пушкина, если только это не задали в школе. Я посоветую всё же начать знакомство с книгами Загоскина с романов "Рославлев" и "Юрий Милославский". Молодёжь и подростки скорее всего лучше восприняли бы экранизации романов Загоскина. В наше время хорошо читаются те романы, которые написаны хорошим, простым русским языком и отражают вечные проблемы - конфликт добра и зла, любовь, патриотизм и многое другое.
Досье: НЕФЁДОВ Вячеслав Викторович. Родился в 1969 г. в с. Александровка Бековского р-на Пензенской области. Окончил исторический факультет Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского. Кандидат исторических наук, вице-президент Фонда содействия развитию русской культуры. Проживает в Москве. Постоянный автор журнала «Сура», лауреат премии журнала (2013 г.).