Пензенский дебют русского цирка. Братья Никитины
Журналист
Журналист
Участвовать в новом, во многом рискованном предприятии согласились немногие. Впрочем, и сами Никитины понимали, что небольшому, но дружному коллективу работать и содержать себя будет проще. Из артистов к походу в неведомое приготовились сами братья: Дмитрий, выступавший с атлетическими и гимнастическими номерами и игрой на балалайке, Аким — акробат, жонглёр, клоун и зазывала, Пётр — гимнаст, прыгун, наездник-акробат и куплетист, а также молодая наездница Юлия (впоследствии — супруга и ближайшая помощница Акима Никитина) и Карл Краузе; отец, Александр Никитин, заведовал музыкальной частью (роль оркестра исполнял механический орган-«англезе»), мать работала кассиром и вела хозяйство.

1.png
Карта города Пензы. В правом верхнем углу — место наиболее вероятного расположения цирка Никитиных в 1873 году.

Был у труппы и небольшой технический персонал: конюхи, берейтор, подсобные рабочие, в том числе бывший цирковой артист Василий Васильевич Зотов, отлично знавший все города огромной Российской империи и «расписание» торговых мест. Он и посоветовал, не теряя времени, отправляться в ближайший из крупных городов — Пензу, где как раз должна была начаться ярмарка. Предложение было принято, и 12(24) декабря 1873 года цирк Никитиных выехал из Кузнецка в Пензу.

В Пензе тогда проводилось три ежегодных ярмарки. Основными были, конечно, летние — Петропавловская (начинавшаяся ко дню святых апостолов Петра и Павла, 29 июня по юлианскому календарю) и Семиковская (приуроченная к Семику, четвергу 7-й недели после Пасхи). Третьей была проводившаяся с 1862 года зимняя Никольская ярмарка, начинавшаяся с наступлением зимнего мясоеда (так назывались периоды между постами, когда верующим разрешалось есть скоромную пищу и отсутствовали религиозные запреты на развлечения). Мясоед продолжался от Рождества до начала Масленицы (Сырной недели, в 1874 году закончившейся 10(22) февраля); всё это время можно было выступать беспрепятственно, и при хороших сборах труппе удалось бы заработать достаточно средств для дальнейшего путешествия. Неудивительно, что Никитины торопились, как могли, чтобы заранее арендовать участок на торговой площади, установить цирк и оборудовать манеж.

На место они прибыли за 6 дней до начала ярмарки — то есть примерно 19(31) декабря 1873 года, затратив на дорогу неделю. По данным, приводящимся Р.Е. Славским, им пришлось проехать 199 вёрст (около 212 км), преодолевая, следовательно, около 30 вёрст за день — вполне возможно, если учесть извилистую дорогу, невысокую скорость двух гружёных фургонов и одной фуры, в которых размещались инвентарь и люди, и заботу о лошадях, шедших своим ходом, а также короткие декабрьские дни, возможные снегопады и метели, и тому подобное. Сейчас от Кузнецка до Пензы можно доехать за несколько часов по трассе М5 «Урал» или по железной дороге, но тогда железная дорога только строилась, а добирались до Пензы по маршруту древней грунтовой дороги вдоль левого берега Суры, через сёла Старый Кряжим, Нижнюю Елюзань, Старые Турдаки, Новую Яксарку, Усть-Узу, Алфёровку, Куриловку и Терновку.

2.png
Объявление о бенефисе П.А. Никитина («Пензенские губернские ведомости» от 12(24) января 1874 г.)


Дальше через Инвалидную слободу (сейчас район улицы Баумана) и по улицам Верхне-Покровской и Троицкой (ныне Калинина и Кирова) можно было попасть прямо в центр всей пензенской рыночной торговли — на Базарную площадь, занимавшую тогда пространство между нынешними улицами Славы, Гладкова и Бакунина, включая Пушкинский сквер и площадь имени Ленина. Хотя ярмарки обычно проводились на другой, специально отведённой площади, так и называвшейся Ярмарочной (сейчас на этом месте между линией Куйбышевской железной дороги и улицей Октябрьской находятся Привокзальная площадь, часть станционных сооружений и сквер при ДК имени Ф.Э. Дзержинского), в тот год зимняя ярмарка проходила на Базарной площади.

Об этом косвенно свидетельствует упоминание в «Пензенских губернских ведомостях» №143-144 от 29 декабря (10 января) 1873 года о том, что «временно прибывшие» цирк, зверинец и панорама расположились на улице Московской. Московская улица тогда заканчивалась у Базарной площади; её современная часть за пересечением с улицей Бакунина (тогда Предтеченской) носила другое название — к примеру, в конце XIX – начале ХХ вв. именовалась Селивёрстовской в честь бывшего губернатора Н.Д. Селивёрстова.

Кстати, ни расположение Ярмарочной площади, ни упомянутое газетное сообщение по разным причинам не «вписываются» в «каноническую» версию о первом представлении цирка Никитиных в Пензе, и далее станет ясно, почему. Как утверждается в книге Р.Е. Славского, торопившихся успеть к сроку артистов и владельца цирка ждал неприятный сюрприз: отведение мест на торговой площади уже не проводилось. В поисках хоть какого-нибудь свободного уголка А.А. Никитин добрался до края площади и увидел широкое заснеженное поле — покрытую льдом реку, через которую, прямо по льду, шла наезженная дорога с оживлённым движением людей и повозок.

Торговые ряды заканчивались у самой набережной. И тут предприимчивого артиста-директора осенило: цирк можно поставить прямо на льду реки, который никак не мог считаться городской землёй, и, следовательно, был свободен (к тому же, и арендная плата с такого места явно не бралась). В том, что лёд выдержит достаточно крупное сооружение, вмещавшее до тысячи человек, можно было не сомневаться: заканчивался декабрь, толщина льда почти достигла максимума, и к тому же перед глазами было доказательство: дорога через реку, выдерживавшая десятки гружёных возов с лошадьми и людьми. Поэтому Никитины подогнали свои фургоны к набережной и с помощью местных плотников и мастеровых начали ставить цирк на льду, недалеко от берега.

3.png
Ю.М. Никитина. Из книги Р.Е. Славского «Братья Никитины»


Кажущееся противоречие между воспоминаниями Никитиных и газетной заметкой можно объяснить тем, что любая ярмарка продолжалась всего несколько дней. В её начале действительно могли быть ограничения на установку каких-либо объектов на торговой площади, тем более, таких крупных, как цирк. Но после её окончания препятствий для перестановки цирка на «твёрдую землю», поближе к публике, быть, по сути, не могло. Тем более, что уже состоялись первые представления, у директора появились деньги для найма дополнительных рабочих и внесения арендной платы (а изначально пришлось делать всё самим и даже закладывать в ломбарде все более или менее ценные вещи), и вообще труппа освоилась в городе, завязала знакомства, нашла подходы к властям и так далее. Версия о дебюте на льду реки остаётся в данном случае вполне достоверной.

Теперь следует разобраться с самым запутанным из вопросов «расследования» — где же именно был установлен вначале цирк Никитиных, где состоялось его первое представление?

Продолжение следует...

Похожие статьи