Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Пензенский дебют русского цирка. Часть 1.

7 Июня 2017

Сегодня о его реконструкции говорят регулярно, не обозначая, к сожалению, точную дату ее окончания. Вместе с краеведом Олегом Сиротиным мы вспоминаем историю появления Пензенского цирка.

5.png
Провинциальный цирк. Художник Фредерик Артур Бриджмен (США)


В начале января 1874 года (конце декабря 1873 года по юлианскому календарю) в Пензе произошло знаменательное событие: передвижной цирк братьев Никитиных дал здесь свои первые представления, положившие начало истории национального русского цирка — цирка русских предпринимателей и русских артистов. На основании этого факта, отражённого в многочисленных газетных и журнальных публикациях, монографиях, словарях и энциклопедиях второй половины ХХ века, Пенза в настоящее время считается родиной русского цирка.

Конечно, данное утверждение неоднократно оспаривалось и оспаривается до сих пор. Основные возражения обоснованно выдвигают саратовцы: братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины, как и их родители, были уроженцами Саратовской губернии, жили и работали в Саратове, там стали выступать сначала в уличных, потом в балаганных представлениях, в Саратове стали компаньонами цирковладельца Эмануэля Беранека, у которого потом и приобрели всё имущество. Именно в Саратове в 1876 году они построили свой первый стационарный цирк (поэтому сейчас Саратовский цирк и носит имя братьев Никитиных). Всё это верно, однако факт остаётся фактом: впервые став в 1873 году владельцами цирка, братья Никитины выбрали местом для дебютного представления другой город. Никто не отнимает у Саратова лавры родины знаменитых артистов и одного из мест их постоянной деятельности, но, по воле судьбы, «рождение» русского цирка произошло всё-таки не там.

Числится среди претендентов на звание «родины русского цирка» и Кузнецк, в то время уездный город Саратовской губернии. Здесь была официально зарегистрирована сделка между Э. Беранеком и А.А. Никитиным о передаче последнему циркового имущества. Факт немаловажный, однако покупка шапито и прочего необходимого инвентаря ещё не означает рождения цирка, точно так же, как, например, покупка скрипки (даже работы самого Страдивари) ещё не делает человека скрипачом-виртуозом и не приносит ему мировой известности.

В Кузнецке окончательно совместились все предпосылки для создания цирка братьев Никитиных: было принято решение о переходе полностью на цирковую деятельность, приобретено оборудование, сформирована небольшая первоначальная труппа. Однако дальше предстояло сделать самый важный шаг: выступить перед публикой. В данном случае успех или неуспех дебюта являлся фактором решающим: «быть или не быть». При неудаче Никитины вернулись бы к прежней работе балаганных артистов, забыв про создание собственного циркового предприятия. И тогда история цирка русского, национального началась бы намного позже и была бы иной: не было бы той большой и разносторонней поддержки русских цирковых артистов, осуществлявшейся цирком Никитиных в течение всей его долгой «жизни», не было бы его огромного, незаменимого вклада в развитие национального циркового искусства.

65.png
Братья Никитины (слева направо): Дмитрий, Пётр, Аким. Из книги Р.Е. Славского «Братья Никитины»


Подобную ситуацию можно сравнить с настоящим рождением: все возможные достижения и свершения человека зависят в первую очередь от того, родился он или нет, ступил на дорогу в будущее или так и остался в небытии. Цирку братьев Никитиных сопутствовало счастье: его рождение оказалось благополучным, и это определило дальнейшую судьбу предприятия, ставшего в начале ХХ века одним из крупнейших цирков России.

А местом, где новосозданный цирк не только «появился на свет» и сделал первые шаги, но и получил своё имя — «Русский цирк братьев Никитиных» — оказалась Пенза. Этот факт подтверждён документально, в том числе и местной прессой. В газете «Пензенские губернские ведомости», например, минимум дважды упоминается фамилия Никитиных: в опубликованном в №6 от 12(24) января 1874 года объявлении о бенефисе П.А. Никитина в цирке братьев Никитиных, и в заметке в №30 от 9(21) марта 1874 года, где говорится, что «от г. Никитина, содержателя цирка, бывшего здесь во время мясоеда» поступили в пользу женской ремесленной школы Общества поощрения трудолюбия в г. Пензе 101 рубль 50 копеек. Возможно, есть и другие упоминания, но, к сожалению, в Пензе сохранились не все номера газеты за этот период.

Также к сожалению, данная информация почти ничего не сообщает о подробностях пребывания цирка Никитиных в нашем городе. Хотя последовательность и общую картину событий, связанных с дебютом первого русского цирка, можно попытаться восстановить при помощи информации из других доступных источников. В частности, из книги Р.Е. Славского «Братья Никитины», созданной на основе архивных документов (в том числе бухгалтерских книг-«дневников» А.А. Никитина), устных воспоминаний и мемуаров старых цирковых артистов, и обобщившей известные факты, рассеянные до этого в различных публикациях и монографиях по истории русского цирка.

Книга выходила двумя изданиями — в 1975 и 1987 годах, причём второе издание заметно отличается от первого, в том числе и в описании пребывания цирка Никитиных в Пензе (весьма беллетризованном и посвящённом по большей части личным переживаниям артистов). Картина, конечно, получится приблизительная и в чём-то фрагментарная, но на основные вопросы классической римской формулы расследования ответы находятся — возможно, не бесспорные, но вполне логичные, с достаточными аргументами в их защиту.

* * *

Итак, поздней осенью 1873 года в городе Кузнецке Саратовской губернии проходили выступления цирка Эмануэля Берáнека — чеха, австрийского подданного, бывшего наездника и дрессировщика лошадей, немало лет руководившего цирковыми труппами и объездившего значительную часть Европы и Европейской России (а также Турции). Отец Эмануэля, Йозеф Беранек, был в своё время первым чешским цирковладельцем, а сам Эмануэль — первым в Чехии директором цирка, работавшим с чешскими артистами (его труппа, так и называвшаяся «Чешский национальный цирк», считалась одной из лучших в Европе до 1850-х годов).

Компаньонами-половинщиками Э. Беранека были присоединившиеся к труппе в том же 1873 году русские артисты — братья Никитины: Дмитрий Александрович (1835-1918), Аким Александрович (1843-1917) и Пётр Александрович (1846-1921). Вместе с ними путешествовали их родители, саратовские мещане Александр Никитович и Арина Ивановна Никитины, и давний друг семьи, саратовский инженер Карл Оттович Краузе, выступавший в амплуа «физика», т.е. демонстратора различных технических устройств и научных опытов. Чтобы избежать больших транспортных расходов, цирк перемещался в пределах Саратовской губернии — по большей части в уездных городах. Однако в Кузнецке дела предприятия пошли совсем плохо, возник «конфликт интересов» между владельцами, и Беранек, уже пожилой и уставший от скитаний и накопившихся долгов, решил отойти от дел и вернуться на родину. Аким Никитин, совмещавший разнообразные артистические таланты с хорошей коммерческой хваткой, воспользовался случаем и выкупил у компаньона всё имущество цирка, включая лошадей.

66.png
Афиша одного из выступлений артистов цирка Эмануэля Беранека в Бреслау (1834 г.)


Официально оформленный акт на продажу «движимого имущества» цирка сохранился, и находится сейчас в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Москве; цитаты из него неоднократно приводились исследователями. Сделка была совершена 5(17) декабря 1873 года в конторе кузнецкого нотариуса Николая Михайловича Аносова, находившейся в доме Иванова на Дворянской улице (оба участника сделки, к слову, проживали тогда в доме Тронина в Ильинском переулке того же города Кузнецка).

В распоряжение Акима Никитина передавалось «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей, относящихся до сего заведения», за которое он обязался заплатить очень значительную по тем временам сумму — 1075 рублей серебром. Такие расходы сильно подорвали финансовое положение Никитиных, которым теперь нужно было кормить и содержать не только себя, но и труппу. А достать денег можно было только одним способом, ради которого и приобретался цирк, — представлениями, работой, известной братьям Никитиным с детства.

Продолжение следует...

Тэги: Пензенский дебют русского цирка. Часть 1.

10
Комментарии (0)
Добавить комментарий