20° ... 20°, ветер 3 м/с
94.32
100.28
Пензенская альтернативная сцена. Доза Тепла: пульсирующий бас и опустошенный голос
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Тоска, одиночество, безысходность — последние лет 10 эти слова стали трендами для внушительной части молодежи. Что не преминули взять на вооружения многие представители и массовой, и контркультуры. Тем сложнее и сделать в этом образе что-то выделяющееся и запоминающееся. И если кому-то в Пензе это удалось, то это коллектив «Доза Тепла».


Фото из личного архива А. Сорокина

Лидер и лицо группы Андрей Сорокин сам про себя говорит, что он не такой уж грустный человек. Но и интонации его голоса, и взгляд его заставляют в этом усомниться. Наверное, именно про таких исполнителей говорят, что их творчество «честное». Потому что тот образ, который создается на сцене, не сильно отличается от того, что есть в повседневной жизни.

— Мне кажется, человек, родившийся в таком контексте, — я имею в виду климатические, социально-экономические и прочие локальные аспекты — в принципе не может быть очень веселым, — слегка мрачно усмехается Андрей. — Иными словами, трудно быть оптимистом там, где «вечно холодно и ничего нельзя».

— То есть, если бы вы жили в Калифорнии…

— …сложно сказать, но, наверное, тогда бы мы играли какой-нибудь совсем воздушный дрим-поп или нойз-рок. Или шугейз вроде A Place To Bury Strangers.

«Доза Тепла» начала свой путь в тот момент, когда российский андеграунд переосмысливал музыкальное наследие пост-панка. Зарубежные коллективы, подобные «Cure» и «Joy Division», за четверть века до этого предопределили образ и звучание классиков русского рока, таких как «Кино» или «Агаты Кристи», но сами довольно долго оставались вне фокуса внимания молодежной аудитории. Но с распространением Всемирной паутины ситуация изменилась.

Подчеркивая свою непреемственность с отечественной музыкой, многие молодые пост-панк-команды обратились к английскому языку. «Доза Тепла» в этом отношении выделялась из их числа. Андрей, хоть и владел не только русским языком, избрал для своего творчества именно его.

— Не вижу никакого смысла открещиваться от родного языка, особенно, если писать на нем удобней и вообще есть, что сказать, — рассуждает Андрей. — Весь этот дискурс про язык песен давно уже устарел. Конечно, в нулевых большинство инди-команд писали песни на английском и вообще с русскоязычной музыкой все было не очень. В итоге какого-то успеха на Западе достигли единицы — Pompeya, Motorama и т.д. Сейчас ситуация несколько иная. 

Любопытно и то, что некоторые группы, перейдя на русский, неведомым образом так поменяли вектор, что это пошло им только на пользу. Например, Glintshake, которые ныне просто "ГШ". В итоге теперь это похоже не только на Sonic Youth, но еще и на "Звуки му" и "Браво" с Агузаровой. Не вижу в этом ничего плохого. Кстати, есть и такая точка зрения, что самобытная сцена появляется тогда, когда команды начинают ориентироваться не только на западные коллективы, но и на отечественные.

На протяжении творческого пути группе приходилось периодически переукомплектовывать состав. Впрочем, костяк сложился достаточно быстро. Уже на первом своем концерте Андрей Сорокин увидел будущего гитариста «Дозы Тепла», который выступал в тот день в составе другой команды, и предложил ему сотрудничество. Сегодня представить группу без его оригинальных и точных гитарный партий уже невозможно.

Довольно быстро сложился и сценический образ группы. Андрей, имел привычку петь и играть свои монотонные басовые линии, отрешенно откинув голову и подолгу не открывая глаза. У слушателей могло создаваться чувство, что в зале оставался только пульс бас-гитары и голос Андрея, а сам вокалист оказывался где-то очень далеко от сцены.


Фото М. Ивановского

— Наверное, смысл в том, чтобы людям хотелось прийти в зал, закрыть глаза и раскачиваться в такт музыке. Те коллективы, на которые я сам ориентировался, достаточно статичны на сцене. Так что в плане образа и содержания творчества, думаю, мне более-менее удалось воплотить то, что задумывал изначально.

За время существования группа записала три мини-альбома: «Доза Тепла» (2010), «Кислород» (2011), «Оцепенение» (2013). Последние полгода группу окружил некий информационный вакуум. Но поклонникам не стоит переживать. Анонсированный в конце прошлого года новый релиз выйдет в ближайшее время и, если верить авторам, должен превзойти предыдущие и по материалу и по качеству записи.

Затянувшееся же ожидание связано с тем, что группе пришлось на некоторое время перейти на удаленный режим работы: Андрей временно проживает за пределами Пензы. Но группа однозначно жива, независимо от того, живет ли она в реальном или виртуальном пространстве. Так что если и стоит делать какие-то резюме, то только промежуточные.

— Ты можешь сформулировать в нескольких предложениях, в чем суть творчества «Дозы Тепла»?

— Когда приходится об этом говорить, опасаешься скатиться к банальным фразам, что все заложено в наших песнях, и все зависит от того, как вы их воспринимаете. Хотя так оно и есть.

Наверное, все песни про поиск собственной идентичности в этом не очень уютном мире. Все это, конечно, не означает, что жизнь воспринимается исключительно в серых тонах. Это уже пошлость. Но, как мы знаем, один из основных постулатов буддизма гласит, что жизнь есть страдание, и никуда от этого не деться. 

Просто нужно это принять и пытаться создавать какие-то собственные смыслы для преодоления этого. Об этом же сообщают нам и экзистенциальные философы. Честное осознание абсурдности существования позволяет возвыситься над всем этим и стать счастливым. Наверное, звучит не очень убедительно и слишком наивно, но во многих ситуациях это действительно работает.

Похожие статьи