Долгожданный церковный поход к предполагаемому месту нахождения Предтеченского монастыря состоялся!
Елена Альшина
Елена Альшина

Накануне в Пензе, в День усекновения пророка Иоанна Предтечи, произошло важное для пензенских христиан событие. В 11 часов по благословению настоятеля храма Николая Чудотворца, отца Владимира Скоробогатова, 22 верующих направились пешим ходом к месту, где с большей вероятностью находился Предтеченский мужской монастырь. Путь (туда и обратно) составил 8 километров. 

Церковный поход воссоединил не только местных краеведов, которые давно мечтали побывать на намоленном месте (большинство из них несколько лет интересовало местонахождение древнего монастыря), но и неравнодушных жителей Ахун. 

Среди них —  заслуженный работник культуры Пензенской области, которого местные жители по праву считают православным патриархом краеведения Сурского края, Александр Дворжанский, православный краевед Сергей Зелёв, секретарь Пензенского отделения Русского энтомологического общества, энтомолог-любитель Сергей Шибаев, ведущий специалист Пензенского государственного краеведческого музея Любовь Иванова, а также последователь Дворжанского — главный редактор «Пензенских епархиальных ведомостей», председатель издательского отдела Пензенской епархии Евгений Белохвостиков. 

Возглавил православное движение Александр Дворжанский, который за день до похода вместе с первооткрывателем святого места Любовью Ивановой и Сергеем Шибаевым облагородил территорию, где, по всей вероятности, находился монастыря. 

Александр Игоревич привел верующих к святому месту, полагаясь на записи краеведа Бориса Гвоздева. 100 лет назад, 20 июля 1922 года, он впервые побывал на месте Предтеченского монастыря и законспектировал увиденное в своем дневнике: 

— Был на месте, где, по прежним положениям, находился Предтечев монастырь,  в местности, называемой «клады». Место обнесено с двух с половиной сторон канавой, а с одной стороны — овраг. В середине небольшое местечко огорожено уже обрушившимися жердками, в центре этой изгороди  — столб (тоже повален).  На столбе была деревянная икона. Местность довольно дикая, есть несколько ям неправильной формы. Необходимо произвести хотя бы небольшие раскопки. «Клады» находятся дальше так называемого «Нового Афона» (ресторанно-гостиничный комплекс «Русская охота»). Нужно идти вдоль канавы налево, перейти грань Молошковского леса. По словам проводников, местность «Белая гора» около Ахун существует приблизительно в 1 версте вверх по Суре. 

По правую руку от нас — небольшие ямы, напоминающие «клады», а также чуть дальше — столб, который, по версии Гвоздева, отделял святое место. Пройдя дальше налево, мы оказались на вершине «Белой горы», где на ровном месте, точнее  на самой возвышенности, мог находиться Предтеченский монастырь. Сегодня эту местность обосновали мотоциклисты и альпинисты. 

Предтеченский мужской монастырь находился в  Ахунах на территории между современной  Сельскохозяйственной академией и рекой Сурой (старицей). Пензенский писатель-краевед Иван Антонов также поднимал вопрос местонахождения Предтеченского монастыря. Он писал, что сюда «пришли монахи и стали мордву, оставшуюся в лесостепной зоне, обращать в христианство».

Русский статистик Василий Зверинский предполагал, что первоначально около 1674 года в окрестностях Пензы неким Трифоном была построена пустынь (небольшой монастырь). А уже в 1713 году под руководством Феодосия на основе этой пустыни был построен сравнительно большой монастырь. 

Александр Дворжанский считает, что первые упоминания о Предтеченском монастыре появились еще до основания Пензы, а уже после в 1774 году о нем появилась информация в летописях. 

Однако пока точная дата основания Предтеченского монастыря неизвестна.

Есть лишь сведения о закрытии монастыря и событиях, предшествующих этому, о чем мы писали ранее. Так, Предтеченский монастырь был упразднен  по указу Петра Первого в 1722 году за причастность монаха Варлаама (Василия Левина) к расколу. Здания были разобраны, монахи переведены в Пензенский мужской монастырь. Самого Варлаама позже пытали в Москве, где ему отрубили голову, которую привезли в заспиртованном виде в Пензу. 

Как утверждает Дворжанский, у Левина были все основания совершить этот поступок, ведь Петр Первый, приехав из-за границы, ввел иноземные порядки, а также свергнул патриаршество. При нем монастырь стал лишь «винтиком» государственного механизма. Многих тогда не устроило это, ведь, таким образом, Петр Первый поднял идею служения государству, а не Богу. В 1724 году по его приказу монастырь сровняли с землей, и, по сути дела, прихожанам негде было получить спасение души. 

Варлаам, провозгласив Петра Первого антихристом, пытался открыть императору глаза на правду, но у него это не получилось.

Сегодня о присутствии когда-то в Ахунах монастыря свидетельствуют находки, обнаруженные прихожанами. Это клад монет, находящийся сейчас в Пензенском краеведческом музее, подсвечник, хранящийся у ахунского библиотекаря-краеведа Марии Лебедевой, парамоновские склады, а также  старинный крестик из оловянного сплава, обнаруженный в 2002 году.  Изначально датировать последнюю находку не удалось даже специалистам Эрмитажа. Помогла разобраться старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры им. А. Рублева Светлана Гнутова, которая определила, что крестик относится к XVII веку и принадлежал, вероятно, одному из насельников монастыря.

Местными жителями здесь также был найден старинный меч XVII века, переданный ими пензенскому краеведу Ивану Антонову. Он  намеревался передать оружие в Краеведческий музей, но, уступив просьбам сына, подарил меч ему.

Надеемся, что подобные походы будут проходить здесь чаще. А со временем на предполагаемом месте Предтеченского монастыря появится информационная  табличка с информацией о нем,  и здесь с согласования Пензенской епархии будет проведен молебен.  

Похожие статьи