Прихожанка храма Николая Чудотворца написала свою первую икону в канун Рождества Пресвятой Богородицы
Елена Альшина
Елена Альшина

21 сентября православные пензенцы отметили один из двунадесятых церковных праздников —  Рождество Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа, который также называют Второй Пречистой. Это великое торжество, которое имеет 1 день предпразднства и 4 попразднства, всегда было одним из самых любимых в народе, считается первым в числе двенадцати церковных праздников, которыми принято отмечать Новый год по церковному календарю. 

Пресвятую Богородицу считают покровительницей всех женщин, живущих на земле. Она помогает сберечь семейный очаг, вырастить благочестивых детей, уважающих родителей. К ней женщины обращаются с просьбами о помощи в зачатии и рождении детей, у нее просят поспособствовать благополучию семьи. Незамужние девушки, отчаявшиеся выйти замуж, молятся о женихах.

В день Рождества Пресвятой Богородицы в храмах бывает много людей. Сюда 21 сентября (8 сентября по старому стилю) приходят даже те, кто редко посещает церковь, ведь этот праздник — особенный, двунадесятый. После молебнов в старину расходились по домам, не забывая раздать милостыню нуждающимся. Отказывать в просьбах людям, оказавшимся в сложной ситуации, считалось большим грехом.

В День Рождества Пресвятой Богородицы мы вспоминаем родителей Божьей матери  — Иоакима и Анну, тяжелый путь, который им следовало пройти ради рождения долгожданного ребенка. 

— Иоаким и Анна были благочестивыми людьми, которые вели праведную жизнь, посвящая все свое время трудам и молитвам, однако долгое время они не могли завести детей.  В то время считалось, что если у супружеской пары нет детей долгое время, значит, они чем-то сильно согрешили. Тогда люди ожидали пришествия Мессии (в переводе с древнееврейского — «Помазанник») — духовного лидера, который избавит израильтян от угнетения другими народами и даст исправление всему миру. А если нет продолжения рода, то, считалось, что эта семья проклята из-за грехов, и не суждено родиться Спасителю. Долго супруги страдали. В итоге достигли смирения, и уже в преклонном возрасте у них родилась  девочка, которую назвали Марией. В будущем она стала матерью Иисуса Христа, — рассказал настоятель ахунского храма Николая Чудотворца, руководитель информационного отдела Пензенской Епархии, отец Владимир Скоробогатов.

Он также добавил, что в Рождество Пресвятой Богородицы принято верующим ходить в храм на божественную литургию, исповедоваться, причаститься и творить добрые дела. 

Одно из таких добрых дел совершила местная прихожанка, жительница Ахун Юлия Маницына. Женщина впервые к Рождеству Пресвятой Богородицы по всем канонам написала икону и освятила ее в храме Николая Чудотворца.

Идея написать икону пришла Юлии совершенно случайно. В одной из соцсетей она наткнулась на прямой эфир известной российской киноактрисы Виктории Макарской, в гостях у которой была мастер-иконописец, основатель и руководитель «Русской Иконописной Школы» в Самаре, что располагается при храме Трех Святителей, член Союза художников России Елена Стажук.

Этот прямой эфир настолько пришелся Юлии по душе, что она решила сама заняться иконописью. Женщина признается, что, возможно, на ее выбор повлияло ее увлечение — вышивание иконы крестиком.

В итоге,  прослушав вебинар Елены Стажук, Юлию приняли в Русскую Иконописную школу вместе с другими, желающими освоить иконописное искусство.  Занятия проводились онлайн. 

 Таких  новичков, как Юлия Маницына, оказалось около 1700 человек из разных стран мира, в том числе из Великобритании, США. Приятно, что среди них были как дети, так и люди преклонного возраста, причем совершенно не умеющие рисовать.  

— Перед тем, как приступить к написанию иконы, в течение 8 месяцев мы оттачивали этапы постановки руки, учились писать отдельные части тела — руки, нос, губы, чтобы во время творения иконы рука не дрожала. Мы рисовали на листах отдельно лики ангела-хранителя, Иоанна Предтечи, Богородицу и младенца. В общем, оттачивали азы иконописи поэтапно, копируя мастера Елену Стажук.  Далее нам прислали короб иконописца — специально обработанную доску, на которой мы и писали икону, — пояснила Юлия Маницына.

Юлия отметила, что в Пензе пока нет подобной школы. Иконописные учреждения есть также в Санкт-Петербурге и Москве. Хоть и Самарская школа иконописи появилась совсем недавно, она уже пользуется популярностью. 

— Обязательно перед написанием икон нужно прочитать молитвы —апостолу Луке, всем святым, Богородице. Само по себе создание иконы —молитва, поиск Бога через искусство, поэтому, как нам говорила Елена Стажук, человек, пишущий образ Бога, общается с ним, что способствует духовному возрастанию, — подчеркнул начинающий иконописец.

Очень важно в иконописании придерживаться строгих правил. Ни техника письма, ни применяемые материалы, не могут быть случайными, чуждыми устоявшемуся канону. Традиционная икона пишется на специально обработанной и загрунтованной левкасом доске, в соответствии с каноническими требованиями, после написания покрывается защитным слоем из олифы или бесцветного лака. На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы. 

Юлия  Маницына писала икону Пресвятой Богородицы около полугода. Два месяца икона сохла, и так совпало, что закончить ее удалось в канун праздника – Рождества Пресвятой Богородицы. 

Каждый приходит к написанию иконы по разным причинам —  через радость, боль, а кто-то просто-напросто хочет создать семейную реликвию. Начинающий иконописец Юлия Маницына создала икону для своего сына Владислава, который в дальнейшем передаст ее своим детям.  И таким образом, образ Пресвятой Богородицы станет надежным оберегом, передающимся из поколения в поколение. 

Материал размещен при поддержке ФАДН.

Похожие статьи