Неизвестная губерния: Буртасы на земле пензенской
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"
Елена Качурина

В самой глубинке Пензенской области затерялось небольшое село Сканово, которое хранит множество тайн и загадок буртасского народа.



Пензенская область — регион, имеющий многонациональное население. Данный исторический факт широко известен жителям нашего края. Но некоторые все же склонны полагать, что пензенский национальный состав ограничивается только русскими, татарами, мордвой, чувашами и другими малочисленными народами.

Жили на нашей территории и буртасы, которые оставили немалый след в истории Пензенского края. Недаром же один из самых огромных дворцов спорта «Буртасы» носит имя этого многими забытого народа. О том, кто такие буртасы, где они проживали и чем занимались, расскажем далее, опираясь на труды опытных краеведов.

Листая страницы летописи…


Словом «буртасы» в восточных летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских (дохристианских) славян, которые жили в междуречье трех впадающих в Оку и Волгу рек — Цны, Мокши и Суры.

Исследователи считают, что буртасы — это тюркоязычная кочевая племенная группа, которая существовала в 9-10 веках в степях между Хазарией и Волжской Булгарией. Это племя после вторжения половцев потеряло свою самостоятельность, в результате чего большая часть откочевала в район Северного Кавказа. Далее история нам рассказывает о том, что монголы окончательно вытеснили половецкие племена, а буртас оставили в Ногайской орде. В 16-17 веках они решили освободиться от монгольского ига и бежать в мордовские земли. Таким образом, этот народ впоследствии адаптировался с русскими, мордвой и татарами.

По свидетельствам археологов, останки стен и валов города Буртас располагались вблизи Городища. Этот населенный пункт был столицей Буртасского княжества, входил в состав Волжской Булгарии и находился на пересечении торгового сухопутного пути из Булгар в Киев. Там на высоком берегу Суры возвышалась мощная крепость, окруженная тремя рядами валов высотой в четыре метра и шириной у основания в двадцать метров.

В 10-11 веках происходит активная «булгаризация» буртас, которая нашла отражение в высоком экономическом развитии этой народности, что совершенно не мешает возникновению обособленного Буртасского княжества в рамках Волжской Булгарии. В 13 веке экономический объем был приостановлен, но после разгрома Волжской Булгарии буртасы вновь обрели свое название.

Об этом историческом факте свидетельствует и почти 800-летняя летопись Наровчата. В конце 12 века на реке Мокше было построено городище, но в 1237 году земли буртас и мордвы были подвергнуты опустошению. Однако хан Узбек сюда перевел столицу своего улуса из Укека, впоследствии город получил название Нуриджан, но в скором времени был переименован в Мохши. К концу столетия он превратился в крупный экономический и торговый центр Примокшанья, где хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии.

 В то время город был настолько развит, что изумлению путешественников не было предела. Здесь чеканились свои монеты, шумели многоголосые базары, сновали военные отряды и съезжались различные посольства. Тут можно было встретить торговцев из Персии, Византии, столиц Золотой Орды — Сарая и Нового Сарая. Гостям были созданы невероятные условия для отдыха, например, работала общественная баня с централизованным горячим водоснабжением. Славился город и многочисленными гончарными, кузнечными и ювелирными мастерскими.

Далее летопись нам сообщает о том, что в 1361 году ордынский хан Тогай провозгласил Наровчат столицей Наручадской орды, откуда и совершал свои набеги на Рязань и другие русские города. Потерял свое значение город Мохши в 1395 году после нападения хана Тамерлана, который разрушил город до основания.

Несмотря на полнейшее уничтожение этого населенного пункта, буртасская культура имела там место быть. Подтверждением данного исторического факта выступают археологические исследования, которые свидетельствуют о найденной в этих местах гончарной посуды булгарского типа. На территории Верхнего Посурья изучены 21 городище и 25 селищ, в верховьях рек Выши, Вада, Мокши — 11 городищ и 15 селищ. Кроме того, обнаружен первый и пока единственный курганно-грунтовой могильник буртас 9 века близ села Армиево.


О буртасах расскажут в Сканово


Вот уже семь лет, как в селе Сканово Наровчатского района функционирует Музей истории и культуры буртас. Идея по сохранению этого культурного наследия принадлежит известному столичному адвокату Виктору Паршуткину, уроженцу здешних мест. Это единственный в мире музей, в котором можно найти всё, что связано с народом буртас, проживающим в Пензенской области с 8 до 15 века.

В музее экспонируются предметы крестьянского быта, археологические находки, женские рубахи из домотканого холста с вышитыми на подоле ведийскими символами, найденные в Центральной России изображения таких ведийских божеств, как Сурья, Рудра, Мокошь и Парджанья. Выставленная в залах национальная одежда мокшан и буртас поражает своей органичностью, которая так отлично сочетается с убранством музейных изб.

Экспозиция музея состоит из четырех разделов. Ее первая часть посвящена верованиям буртас, вторая — городу Мокши, принадлежащему когда-то Золотой орде, третья — христианским обычаям русского населения, а четвертая — традициям мордвы-мокши. Гордостью музея считается собранная здесь коллекция вышивок мордовских умелец с древними символами, такими как древо жизни, лотосы, кресты, звезды.

Директор Музея истории и культуры буртас Мария Чекашкина очень увлеченно рассказывает о золотоордынском городе Мокши, который в вашем воображении предстанет со всем великолепием православных храмов, чеканных здесь монет, ювелирных изделий и гончарной посуды. Также здесь хранится огромнейшая коллекция медноликих икон и нательных крестов.

Быт ушедшей эпохи сохранился на территории всего крестьянского подворья. Здесь располагаются рубленные избы, сосновая баня, кухня с русской печью и летние веранды. Отличительной особенностью этого музея от других является возможность для туристов пожить прямо в музейных избах, попариться в бане и отведать национальные блюда буртасского народа.

Источник фото: http://autotravel.ru/otklik.php/6939

Похожие статьи