20° ... 20°, ветер 6 м/с
94.09
100.53
 Алла Руднева: Кузьмин следовал за стилем пушкинских рисунков и пытался работать в его темпе
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
6 июня в России отмечается Пушкинский день. Наверное, в каждом российском городе есть и улица Пушкина и памятник великому поэту, но все-таки наличие настоящих «пушкинских мест» да в принципе и любой «пушкинский след» словно бы придает тем или иным регионам особенный культурный вес. И это понятно, ведь гений Пушкина неоспорим и то, что он сделал для развития русского языка, на котором говорим и пишем мы с вами, сложно переоценить.

987.JPG

Пензенские историки и краеведы до сих пор не пришли к единому мнению — бывал ли великий поэт в нашем городе или нет. Оказалось, что есть немало свидетельств осведомленности Пушкина о жизни нашей губернии, существовали родственные и дружеские связи, которые могли привести поэта в наши края, есть даже некое письмо, в котором он выказывал намерение посетить наш город.

Однако для того, чтобы чувствовать наш край особенным в связи с Пушкиным, вовсе не надо теряться в дебрях домыслов и версий. Дело в том, что г. Сердобск Пензенской области является родиной Николая Васильевича Кузьмина (1890 – 1987) — художника-графика, иллюстратора произведений русской и зарубежной классической литературы (в том числе произведений Пушкина), члена-корреспондента Академии Художеств. В 20-е годы прошлого столетия Кузьмин был одним из организаторов группы «Тринадцать», в которой сплотились художники, объединенные тягой к быстрому, мгновенно откликающемуся на впечатления жизни рисованию. Супруга Кузьмина — Татьяна Маврина тоже была самобытным художником и достаточно часто обращалась к пушкинской теме.

DSC09085.JPG

В преддверии Пушкинского дня удалось немного поговорить о творчестве нашего земляка с Аллой Борисовной Рудневой — хранителем коллекции Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина Государственного музея А.С.Пушкина (г. Москва)

— За Н.В. Кузьминым закрепилось звание «Главного иллюстратора Пушкина». Почему так сложилось, так ли это до сих пор?

— Н.В. Кузьмин начал иллюстрировать Пушкина в 1928 году. В 1933 был издан «Онегин», получивший Диплом на Международной выставке в Париже, в 1959 — «Граф Нулин» ( 2 варианта издания) и в 1979 — «Эпиграммы». Кузьмин следовал за стилем пушкинских рисунков и пытался работать в его темпе. Поэтому его работы были признаны в своем роде эталонными. Что касается «главного иллюстратора», то у каждой эпохи он свой.

— Как бы вы охарактеризовали работы Кузьмина в плане соотнесения с произведениями поэта: они стремятся дополнить их, придать большую яркость и выразительность, являются самостоятельными произведениями искусства либо не привлекают к себе большего внимания, чем сама литература?

— Кузьмин довольно подробно в своих книгах описал, как он работает над пушкинскими произведениями. Во-первых, он избегал наиболее известных сцен, его интересовал быт и эпоха, он не старался материализовать пушкинское слово, а искал к нему графический образ. У художника было великолепное чувство вкуса, поэтому так оригинально выполнены акварельные фронтисписы к каждой главе «Онегина», в них ощущается глубокое понимание альбомной культуры пушкинского времени. И самое главное, что он следовал за мыслью великого человека и создал галерею самого поэта. Его портреты и теперь часто вызывают у современного зрителя вопрос, а не сам ли Пушкин их нарисовал.

— Так опирался ли в какой-то мере художник на рисунки самого поэта? Ориентировался ли на них, цитировал когда-либо?

— В книге «Штрих и слово» (1967) Н.В. Кузьмин написал несколько статей, посвященных книжной иллюстрации. Он остался верен основным принципам художественного творчества, утверждаемым эстетикой «Мира искусства» — отточенность художественного языка, культурная преемственность, верность законам классического оформления книги: «Надо много трудиться и много пролить пота, чтобы рисунок казался сделанным без малейшего усилия. Только художник знает, сколько труда требует эта «легкая» манера, — вспоминал Н.В. Кузьмин о работе над «Онегиным», — и может представить, сколько бумаги изведено и сколько набросков забраковано и выброшено».

Сегодня значительность фигуры художника Н.В. Кузьмина осознается все более определенно, изучение его творчества как пример служения высокому искусству помогает по-новому оценить его вклад в развитие искусства оформления книги.

— Занимался ли Кузьмин исследовательской деятельностью, изучал ли документы по Пушкину, его эпохе, разбирал ли произведения досконально, либо рисовал интуитивно, опираясь только на тексты и свои от них впечатления?

— Кузьмин был вхож в дом знаменитых пушкинистов Цявловских, занимающихся изучением и публикацией пушкинских рукописей, кроме того он посещал вечера у В.В. Вересаева, поэтому пушкинские рукописи были ему известны, да и проблемы пушкиноведения его волновали.

«На одном из «Онегинских чтений» у В. В. Вересаева, где пушкинисты собирались для медленного чтения «Онегина», комментируя каждое слово текста, я впервые демонстрировал свои первоначальные наброски иллюстраций к роману, которые были очень тепло встречены. Поддержкой пушкинистов я обязан и тому, что со мной рискнули заключить договор на иллюстрации к юбилейному изданию «Евгения Онегина», — рассказывает художник. — На этих вечерах бывали писатели, литературоведы-пушкинисты, актеры Художественного театра. Случалось, что за весь вечер «прочитывали» всего одну строчку. Каждое слово переворачивалось и так, и эдак, комментировалось, вызывало множество литературных, биографических, исторических ассоциаций. При неожиданном повороте иное пушкинское слово и выражение получает вдруг особое сверкание. Это был богатейший по сведениям и идеям семинар по Пушкину».

Сам художник так говорит о своих иллюстрациях к пушкинскому роману: «Многие места «Онегина» открыли для меня свой автобиографический смысл, и казалось заманчивым попытаться расшифровать для себя и для читателя эти места графическими комментариями... Меня увлекала новизна этого активного подхода к иллюстрированию, и я, может быть нарочно, объезжал стороной иные традиционные темы... Имел ли я на это право? Я полагал, что имел: лирические отступления занимают в романе не меньше трети строф, и судьба героя то и дело перекрещивается с биографией самого поэта».

089.jpg
Николай Кузьмин «А.С.Пушкин» 1937

— Понятно, что сложно выделить самые удачные работы Кузьмина, но все же: иллюстрации к каким произведениям считаются вершиной его творчества?

— Безусловно «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Левша» Н.С. Лескова (1961), пушкинские портреты, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1952). В 1930-е годы, работая для издательства Асаdemia, Н.В. Кузьмин иллюстрировал произведения русских и французских писателей — романы, исторические повести, рассказы. Ему удалось создать яркую галерею образов к романам А. Доде, Э. Гонкура, А. Мюссе и других. Иллюстрации демонстрируют умение мастера тонко почувствовать стиль литературного произведения, «вжиться» в обстановку, в которой действуют его герои.

20110709_kuzmin_do_posle.jpg

После войны, в 1950-1960-е годы Н.В. Кузьмин продолжил заниматься иллюстрированием книг русских и зарубежных классиков. Стилистика его произведений меняется, но в них он сохранил естественную живость изображения, виртуозность рисунка, следование реалистической манере.

— Продолжают ли издаваться книги с иллюстрациями Кузьмина сейчас? Насколько музей чутко реагирует вообще на новые издания Пушкина и их оформление? Каких современных художников можно назвать интересными иллюстраторами произведений Пушкина?

— Совсем недавно был переиздан «Левша» и «Железная воля» с иллюстрациями Кузьмина, в Питере повторили издание «Онегина» 1933 г , дополнив его лекциями Ю.М. Лотмана.
Из современных художников можно назвать Ю.Иванова, Г. Спирина, А Елисеева.

Между прочим, в собрании Пензенской картинной галереи им. Савицкого постоянно экспонируется около двух десятков работ Н.В. Кузьмина, среди которых иллюстрации к литературным произведениям Н.Лескова и М.Салтыкова-Щедрина, пейзажи, есть и один графический портрет Александра Сергеевича, так что у жителей нашего города есть возможность воочию познакомиться с графикой известного земляка.
Источник фото: http://cultobzor.ru и из архива А. Рудневой

Похожие статьи