15° ... 15°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Замах на крону, удар на эре. «Тревожные люди», Фредрик Бакман
Сергей Беседин
Сергей Беседин

Фредрик Бакман  — молодой (39 лет) автор нескольких мировых бестселлеров, живущий в Стокгольме. Его книга «Тревожные люди» вышла в Швеции год назад, но переведена на русский только что.

Роман  — забавная и грустная история о грабителе-неудачнике, который ворвался в банк, работающий только по безналу, и его восьмерых заложниках. Книга Бакмана пестрит остроумными замечаниями, ироническими наблюдениями за человеческой породой и фразами, которые по-новому прочитываются во время пандемии:  

«— И… победители зарабатывают много денег, это тоже важно, правильно я вас поняла? На что вы их тратите? 

— Я покупаю дистанцию, которая отделяет меня от других людей».

Остальной текст тоже хочется растащить на цитаты и статусы в социальных сетях:

«Иногда нам становится больно, невыносимо больно, потому что мы чувствуем себя чужими в собственной коже. Мы впадаем в панику при мысли о неоплаченных счетах, о том, что взрослые — это мы; а мы до сих пор не научились ими быть, поскольку попытку быть взрослым ничего не стоит провалить».

«Сидя на плечах у родителей, маленькие дети открывают для себя мир. Когда они подрастают, то, стоя на плечах у родителей, они могут дотянуться до облаков».

«Нет ничего странного в том, что люди теряются, а общество катится к чертовой матери в эпоху кофе без кофеина, безглютенового хлеба и безалкогольного пива. И если кто-то наконец назовет лопату лопатой, то рядом непременно отыщется доброжелатель, который его поправит: «Нет-нет-нет, что вы, — это же скребок!»

По стилю Бакман — это немножко Воннегут, немножко Терри Пратчетт. Из ближайших отечественных аналогов — наверное, Гришковец, но Гришковец, обладающий хоть каким-то чувством юмора. Необычная, слоеная структура книги состоит из авторского текста, перемешанного с протоколами допросов, и выглядит очень свежо. 

Первая часть книги — это читательский драйв и даже дрифт. Тебя несет потоком неудержимой бакмановской фантазии и ты даже повизгиваешь от удовольствия, как на американских горках. Тебе кажется, что сюжет дальше будет все круче, все удивительней. Если бы автору удалось выдержать всю книгу в одном стиле, это была бы очевидная заявка на следующего Нобеля.

Но. Но и но.

После сотой приблизительно страницы читатель перестает читать и начинает задавать вопросы, а это главный показатель того, что ему стало скучно. 

Зачем так много героев в книге и какие функции выполняет каждый из них? Если незаметно убрать кого-то из персонажей (или, наоборот, добавить), пострадает ли повествование? Очевидно, что нет.

История про лесбийскую супружескую пару Юлию и Ру — она вообще зачем и для кого? (Кстати, лесбийская тема — одна из главных в романе, поэтому моралофагам книгу читать не рекомендуется).

Не слишком ли дешево выглядит петросянщина (наверняка в шведском языке есть аналог этого выражения, но я не смог его найти) про двух тупых полицейских, которые гуглят процедуру задержания заложников?

Нужна ли книге такая слащавая, даже паточная концовка, достойная худших образцов дамских романов? 

Словом, после прочтения романа остается очень сложное послевкусие. Цитаты цитатами, но не были ли «Тревожные люди» написаны ради этих цитат? Не впал ли модный скандинавский автор в грех строчкогонства ради огромных гонораров (все-таки двадцать миллионов мировых тиражей это не шутка)? В старом провинциальном театре был такой прием: чтобы создать атмосферу базара или уличной толпы, массовка ходила по сцене и повторяла: «Что говорить, когда нечего говорить?» Не станет ли Бакман впоследствии напоминать лицо из этой массовки?

Резюме. Очень неровный роман с захватывающей преамбулой и скучным финалом.

Оценка. На ЛитРес книга получила неожиданно высокую 4,5 из 5. Я не могу выставить выше, чем 7 из 10.

Стоит ли читать. Решайте сами.

Источник фото: https://www.polaris.lv/2020/11/fredrik-bakman-trevozhnye-lyudi/

Похожие статьи