Как отмечали свадьбу татары 70 лет назад?
Свадебное торжество в любой национальной культуре — это необычайно красивое и трогательное мероприятие, в том числе и для татар. Церемония соединения двух сердец затрагивает самые тонкие струны души.
В рамках проекта «Формула дружбы» мы узнали у зампредседателя национально-культурной автономии Пензенской области Ряшида Алюшева о свадебных традициях и обычаях татар 70-летней давности.
С его слов, обряд замужества — ценнейшее достояние татарской национальной культуры, так как культ семьи имеет важное значение в аутентичных традициях. К созданию семьи относились очень ответственно и почтительно. В отличие от европейского торжества, татарская церемония проходила в несколько дней: сначала в доме новобрачной, потом – в доме жениха.
Никах (свадьба) проводился как на свежем воздухе, так и дома.
У татар около 70 лет назад существовало три способа женитьбы:
— похищение невесты,
— добровольный уход девушки без согласия родителей,
— сватовство по обоюдному согласию.
Последний способ женитьбы и замужества был и остается до сегодняшнего дня самым основным и наиболее распространенным.
Примерно за неделю или за 4-5 дней до свадьбы проводился «килешү» (сговор), куда родители невесты приглашали свата/сваху. Именно здесь происходило более близкое или, если родители жениха из другой местности, первое знакомство двух сторон, общение и решение различного рода вопросов, связанных с предстоящими хлопотами и устройством свадебного застолья. В это время договаривались также о количестве даров, которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты.
— Эти одаривания носили название калым (по-тюркски) или махр (по-арабски), имеющие значение «платы за невесту». Калым включал в себя огромное количество предметов домашнего обихода, одежды, обуви, постельных принадлежностей, денег. Часто этот перечень дополнялся всякого рода живностью — теленком, коровой, лошадью, овцами. На сегодняшний день традиция платы за невесту у татар также продолжает бытовать — в качестве махра жених сейчас преподносит невесте какое-нибудь украшение, — пояснил Ряшид Алюшев.
Сегодня это происходит во время никаха. Причем в некоторых районах Татарстана и Усть-Узы стараются дарить украшение, состоящее из двух вещей, например, серьги, что обеспечивает, по представлениям, парную жизнь молодым.
По установившемуся обычаю жених после никаха оставался ночевать у невесты, причем обязательно на парное количество дней, обычно на два, а иногда и на четыре дня. Татары верили, что парность в свадебном обряде гарантирует долгую, совместную жизнь.
Нередко первый раз жених мог увидеть невесту только после помолвки или же на свадебных посиделках. Со слов Ряшида Ханяфиевича, отдельные встречи невесты с женихом были категорически запрещены.
Интересным обычаем в день свадьбы было необычное задание для близкого круга невесты.
Так, в день торжества жених приходил к родственникам и близким знакомым своей возлюбленной и должен был незаметно спрятать в тарелке с рисовой или гречневой кашей монету, причем рядом на столе находились и другие миски с кашей. Суть была в том, чтобы близкие и знакомые со стороны невесты угадали, где лежит монета. Таким образом, выражалась благодарность жениху, за то, что он брал в жены невесту. Считалось, что благодаря этому обряду брак будет крепким и долгим.
— Также было принято на свадьбу жениху и его друзьям дарить носовые платки с узорами, причем платок суженого должен был отличаться от остальных, — подчеркнул Ряшид Алюшев.
Что касается украшений, то на свадьбу и другие торжества мужчины надевали серебряные кольца, цепочки, потому что серебро — цвет мужественности, а девушки могли носить и серебряные, и золотые изделия. Это могли быть и монеты. Кроме того, дурным тоном было надевать мужчинам вещи из шелка. 70 лет назад украшения носили в основном богатые татары.
— Татарский свадебный костюм невесты представлял собой длинное платье с рукавами. На ткани (чаще это был бархат) вышивались узоры в виде цветов или геометрических фигур. Поскольку раньше не было широкого выбора цветовых решений, то в основном выдавали замуж в голубых, белых, зеленых платьях. Поверх наряда надевался камзол из бархата (удлиненная накидка с рукавом или без). Шили камзол из плотной ткани, декорировали бисером, камнями и национальными золотыми орнаментами. На ногах были туфли или балетки. Дополняли свадебный образ звенящие монеты (солпы), — пояснил Ряшид Ханяфиевич.
Уникальность, особое изящество — то, что отличало мусульманские свадебные платья. При всей своей закрытости наряд выглядел очень богато и считался настоящим произведением искусства. В отличие от европейской подвенечной одежды, наряд невесты подчеркивал ее скромность и ненавязчивость.
Материал подготовлен при финансовой поддержке ФАДН.
Источник фото: фото Р. Алюшева