Разговор о бизнесе. IT-предприниматель Николай Королев рассказал, как сохранить команду и не потерять ключевых клиентов
На этой неделе мы запустили новую рубрику «Разговор с предпринимателем», в которой пензенские бизнесмены будут делиться своим опытом в той или иной сфере, а также давать советы по развитию своего дела.
Генеральный директор ООО «Сигма» Николай Королев имеет весомый опыт в бизнесе. Он открыл свое дело ради высокой цели — не только развития собственного потенциала, но и карьерного роста сотрудников. Кто как не он знает, как успешно вести бизнес, какая сфера сегодня наиболее востребована, а также как сохранить или даже приумножить доход предприятия.
— Николай Николаевич, расскажите о своём бизнесе. Как возникла идея его создания?
— Компания «Сигма» занимается продажей и внедрением программных продуктов фирмы «1С», предназначенных для автоматизации бухгалтерского, управленческого и оперативного учета. Мы также продаем лицензии, дорабатываем 1С под нужды заказчиков, а также проводим дальнейшее сопровождение.
Сегодня эта ниша действительно востребована. Любой организации для роста нужна автоматизация и оптимизация рабочих процессов.
Идея создания организации пришла в конце 2008 года, когда я работал в одной из федеральных компаний, занимающихся именно продажей и обслуживанием программ 1С. Но у меня не получилось долго там продержаться, поскольку не устраивало отношение руководства к сотрудникам, которых считали расходным материалом. К тому же по большому счету выплачивали черную зарплату. В этот момент я решил создать свою фирму, в которой сотрудники смогут расти и развиваться. И сегодня мы работаем с компаниями всей России, большая часть из них функционирует в Пензенской области.
— Сколько лет существует ваша компания на рынке, и сколько лет Вы в бизнесе в целом?
— ООО «Сигма» на рынке существует с августа 2011 года, а в целом в бизнесе я с 2010 года. Начинал с бизнеса в сфере фотоуслуг, что приносило небольшой доход, да и для дальнейшего развития не было перспектив. И вот я реализовал более крупное дело, которое постепенно совершенствую и развиваю.
— Пытались выходить на государственные структуры для получения поддержки в продвижении вашей продукции, получения субсидий?
— Мы планируем в этом году выйти на госструктуры в плане госзакупок.
— Есть уже внедрённые проекты? Как продвигаете свой продукт?
— За 10 лет их набралось много. К самым показательным проектам можно отнести разработку программы для мебельного производства, которая находится на финальной стадии. Есть компании, в которых эти системы уже внедрены. Программа 1С позволяет полностью вести учет, сделать глубокую автоматизацию в компании, которая занимается мебельным производством.
К таким предприятиям можно отнести пензенскую компанию «SMARTY», которая производит мебель-трансформер. Она одна из первых, на основе которой разрабатывался наш продукт.
Вообще в России мало подобных организаций, где разрабатывают мебель-трансформер. У этой продукции достаточно высокий ценник по сравнению со стандартной мебелью, поскольку используются дорогостоящие механизмы трансформации, которые зачастую приходится разрабатывать самим производителям.
В свою очередь мы всегда стараемся делать свою работу качественно, стараемся найти те ниши, которые не раскрыты в плане программного обеспечения. Кроме того, прибегали и к услугам компаний по продвижению в соцсетях для раскрутки организации.
В целом IT-сфера направлена на работу в B2B, а значит, наши клиенты — это организации или индивидуальные предприниматели.
— Как пережили коронавирус, как самоизоляция и вытекающий из коронавируса кризис отразились на вашем бизнесе? Удалось ли сохранить коллектив?
— На момент введения локдауна в течение трех месяцев наша выручка упала примерно на 28 %, в прибыли потеряли меньше — около 14 %. При этом благодаря господдержке мы сработали даже лучше, чем в ажиотажном 2019-м году. В начале пандемии государством на каждого сотрудника выделялся МРОТ в течение 6 месяцев. Брали и зарплатный кредит по ставке 3 % годовых. Все же все кредитные условия выдержали и по количеству сотрудников, и по сохранению рабочих мест.
При этом стоит отметить, что все же текучка кадров в начале пандемии была, но по большому счету она связывалась с внутренними переживаниями людей, возможно, они боялись нестабильности, хотя задержек и снижения в зарплате не было.
В итоге мы потеряли порядка 20-30 % сотрудников, а сейчас мы не только восполнили этот пробел, даже приумножили. Сегодня в штате порядка 20 человек.
В 2021 году выручка компании выросла практически на 40 % по сравнению с 2020-м. То есть можно сказать, что мы не ощутили финансовых трудностей, тем более мы как IT-организация работали без перерыва. Выручка по сравнению с 2019 годом выросла на 18 %.
Сейчас мы работаем в офисе, поскольку даже в нашей сфере неудобна удаленка. Важно, чтобы сотрудники могли общаться вживую и обмениваться опытом, особенно когда нужно проконтролировать процесс, и от менеджера необходимо передать работу специалисту.
— Потеря — неизбежная составляющая бизнеса? Можете привести примеры из опыта, когда потеря стала уроком или привела к новому приобретению?
— В целом есть два вида потерь: кадров и клиентов. Мы всегда извлекали урок, когда приходилось расставаться с сотрудниками и старались минимизировать эти потери, выясняли вопрос мотивирования персонала, а также как достичь того уровня, чтобы выплачивать достойную зарплату.
Второй вид потерь — потеря клиентов. Такое тоже бывает. На данный момент потерю клиентов удалось свести к минимуму за счёт повышения качества услуг, уровня сервиса и внимания к клиентам.
— Повлияла ли нынешняя ситуация в экономике и мире на ваш бизнес? Как справляетесь?
— Повлияла, но на данный момент несущественно. Последствия будут видны, думаю, что примерно через месяц — два. Пока мы не поднимали ценник, как планировали. Каждый год 1 января или 1 апреля планово повышаем цены, но, исходя из сегодняшней финансовой ситуации, решили повременить и вернуться к этому вопросу ближе к маю-июню.
Наша работа оценивается в часах, поэтому средний ценник в нашей фирме — порядка 2 тысяч в час. Если проанализировать весь пензенский рынок, то мы находимся в нижней границе ставок. Ценник на рынке колеблется от 1900 до 2600 рублей.
— Намечены ли перспективы развития бизнеса? Может быть выход на новые рынки или усиление позиций на внутреннем рынке?
— Ближайшие перспективы, которые мы видим перед собой — это выход на крупных клиентов, то есть фабрики или заводы с численностью персонала хотя бы от 300 человек. Кроме того, вывод линейки своих программных продуктов, в частности, для мебельного производства, предприятий общественного питания, есть решение и для розницы без кассиров, организации учёта школьного питания и других направлений. На данный момент проводим переговоры со школами.
Также планируем выход на новые рынки. В частности, рассматриваем Санкт-Петербург, открытие в нем представительства и потом полноценного офиса. К тому же планируем осваивать и новые сферы деятельности для увеличения клиентов.
До 2024 года действует нацпроект «Цифровая экономика». Это значит, что потребуется повышение требований по автоматизации и цифровизации для бизнеса, соответственно, на эти тренды мы также обращаем внимание, стараемся подстроиться под клиента в нынешних экономических условиях.
— Существует ли риск выгорания в сегодняшних условиях, когда предприниматель больше не способен зажигать, устал?
— Эмоциональное выгорание случается в каждой работе, особенно в начале пути. У меня оно было до того момента, как мы стали ощутимо расти, примерно раз в полгода, когда хотелось опустить руки. Но я довольно быстро преодолевал это чувство и двигался дальше. Часто из тупиковых ситуаций мне помогают выбраться знакомые-бизнесмены, которые делятся своим опытом, а также активное участие в «Деловой России». В нашей компании есть и неравнодушные сотрудники, которых волнует судьба организации, и они стараются участвовать в развитии фирмы.
— Как стать успешным предпринимателем? Считаете ли Вы себя таким?
— Да. Я считаю себя успешным предпринимателем, но, конечно, есть, куда расти. Не так легко вести бизнес. Прежде всего, важен опыт, который формируется в процессе работы. Нужно пройти бизнес-обучение, которое безусловно внесет свою лепту в развитие дела. Но если вы не готовы держать удар, боитесь столкнуться с предательством и подставами, то вам лучше выбрать более спокойную работу.
— Реально ли сейчас предпринимателю добиться успехов?
— В нынешних условиях проще стать предпринимателем, но как я уже говорил, важен опыт и видение, в какую сторону идти. При этом есть случаи, когда и без этого человек добивается успехов в предпринимательстве благодаря чутью, везению и упорству.
— Дайте несколько советов начинающему предпринимателю.
— Самый главный совет — найти для себя действительно стоящую цель и что-то создать, а также следовать своей идее и продвигать ее.
Сегодня востребованы практически все сферы деятельности. В первую очередь стоит обратить внимание на сферу производства, поскольку именно в этой нише конечная цель — материальное создание каких-то ценностей и продуктов, которые можно потрогать.
Источник фото: фото Н. Королева