Байки из склепа: Плешаков и самолет
Павел Романов
Павел Романов

Недавно попалась мне на глаза информация о том, что Центральный банк России вскрыл махинации с акциями обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро». А ведь когда-то это был второй по количеству пассажирских самолетов перевозчик в России после «Аэрофлота». И создал его в возрасте 26 лет в 1990 году будущий сенатор от Пензенской области Александр Плешаков.

Начну с конца. В 2015 году компания «Трансаэро» была признана банкротом. Александр Плешаков и его супруга срочно выехали за границу. Но и там продолжали операции с акциями де-факто несуществующей компании из-за чего пострадали около двух тысяч инвесторов, решивших, что она, преодолев финансовый крах, возобновила свою работу.

А теперь отмотаем время лет на девятнадцать назад. Изначально Совет Федерации формировался из руководителей регионов. Потом тенденция изменилась, место сенатора в верхней палате парламента в марте 2001 года вместо Василия Бочкарева занял доселе пензенцам неизвестный Александр Плешаков. Почему губернатор остановил свой выбор именно на нем?

Обывателям это назначение преподносили под определенным соусом: дескать, Плешаков, как руководитель второй в стране крупнейшей авиакомпании, приложит все усилия для того, чтобы возродить пензенский аэропорт. В конце 90-х тот действительно представлял из себя печальное зрелище — прямо возле взлетно-посадочной полосы выделили участки под картошку, а на самой ВПП ваш покорный слуга обучался вождению на автомобиле.

Плешаков и правда однажды подогнал в Пензу «Боинг-737» и при большом скоплении местных чиновников заявил, что эти белоснежные машины скоро станут основными пензенскими авиаперевозчиками. Не догадывался, видимо, тогда, что быть сенатором ему оставалось меньше года.

Но подоплека назначения Александра Плешакова заключалась совсем в другом. Наверное, также,  как и его, мало кто помнит о существовании такого любопытного издания, как «Стрингер», специализировавшегося на журналистских расследованиях. Сразу после того, как Плешаков стал сенатором, оно опубликовало материал и о нем, и о его матери Татьяне Анодиной — председателе Межгосударственного авиационного комитета. 

Вот пара абзацев. Первый: «В самом начале 90-х вышло закрытое постановление РФ, полностью освободившее на пять лет российскую авиакомпанию «Трансаэро» (сделавшую ставку на «Боинги») от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на ввозимые самолеты, оборудование, запчасти и двигатели. Сегодня парк «Трансаэро» на 87 процентов состоит из зарубежной авиатехники. Объективно получается, что чем чаще бьются отечественные самолеты, тем оптимистичнее выглядит будущее фирмы».

И вторая цитата: «Сегодня Плешаков заседает в Совете Федерации представителем Пензенской губернии, а во главе «Трансаэро» встала его жена Ольга. Естественно, что Татьяна Анодина по-матерински заботится о дочерней компании, по сути, загоняя отечественную авиацию в штопор».

28 апреля 2001 года в правительстве области состоялась встреча Александра Плешакова с представителями пензенской общественности. На ней он произнес следующую фразу: «Считаю себя достаточно обеспеченным человеком, поэтому блага и выгоды от нового поста меня не интересуют».

8 сентября того же года на праздновании 200-летия образования Пензенской губернии в областном драмтеатре Василия Бочкарева осыпали всевозможными подарками. А вот Александр Плешаков не подарил ничего. «Лучший подарок — это поддержка интересов региона в Верхней палате, — заявил он.

Честно говоря, кроме презентации того самого «Боинга» (об этом случае потом просто забыли), ничего более полезного Плешаков для области не сделал. Впоследствии утверждал, что не дали ему воплотить в жизнь грандиозные планы. А пока строил из себя умопомрачительного либерала. Как-то раз столичные журналисты выловили миллионера в метро, на котором господин сенатор собирался доехать до верхней палаты парламента.

Плешаков разоткровенничался: «На метро мне быстрее! На машине я до Совета Федерации сорок минут буду добираться, а на метро ехать минут пятнадцать. Я не только на метро езжу, у меня и велосипед есть. Только я на нем на работу не пробовал еще ездить». Теперь понятно, почему Василий Кузьмич в свое время решил всех чиновников пересадить на велосипеды и скутеры. Плешакова ноу-хау.

И еще задали журналисты сенатору буквально провокационный вопрос: зачем ему с его «Трансаэро», хорошими ботинками и собственным Vertu нужен Совет Федерации с его неправильной квадратурой? Почему он, москвич, — сенатор от Пензенской области? Тут он посерьезнел и сказал, что задача была поставлена, и это было ее решение.

А вот, какая именно была поставлена задача, Александр Петрович объяснил чуть позже, когда его с треском выперли из Совета Федерации. Случилось это в июне 2002 года через месяц после инаугурации Василия Бочкарева. В своих последующих многочисленных интервью Плешаков утверждал, что мандата его лишили из-за нежелания финансировать предвыборную кампанию губернатора. Мол, он и так нехило забашлял депутатам Законодательного собрания области за свое назначение.

Потом у Александра Плешакова были четыре относительно спокойных года, пока в 2006 году компанию «Трансаэро» не заподозрили в неуплате ввозных таможенных пошлин на сумму в 300 миллионов долларов (ну, так правильно — на пять лет же всего преференции давали). Бывший сенатор обратился за помощью к сенатору действующему — члену Совета Федерации от республики Калмыкия Левону Чахмахчяну. «Всего» за триста тысяч американских «рублей» тот обещал уладить проблему.

В итоге был задержан с поличным и получил девять лет лишения свободы. Вышел на свободу как раз тогда, когда Александр Плешаков драпанул за границу. Вот такие повороты судьбы, однако. 

Источник фото: cumir.ru

Похожие статьи