Портрет депутата. Владимир Полукаров: «Самая большая радость, когда удается решить конкретную проблему, помочь человеку, который ко мне обратился»
Владимир Полукаров родился на Сахалине, на краю Земли. Правда, родиной своей называет Липецк, куда семья переехала, когда Володе было всего 1,5 года. И больше он на Сахалине ни разу не был.
— Считаю себя родом из города металлургов, — рассказывает Владимир Васильевич. — Отец после демобилизации стал работать горновым на металлургическом заводе, на том же заводе работала и мама. Бабушки и дедушки были колхозниками. Так что из всех моих предков и родственников — я гуманитарий в первом поколении.
После школы окончил Воронежский государственный университет, ненадолго вернулся в Липецк, а затем переехал в Москву, где продолжил обучение в аспирантуре.
— А как оказались в Пензе?
— Можно сказать, что благодаря моей любимой жене. Ей предложили место заместителя директора Объединения литературных музеев Пензенской области. И через два месяца обещали предоставить в Пензе квартиру. Что и было исполнено, спасибо Георгу Мясникову. Если честно, мы не собирались задерживаться в Пензе. В Липецке у нас оставались родные, друзья. Здесь же мы никого не знали. Думали обменять через пару лет квартиру на равноценную в родном Липецке. Но, как нередко случается в жизни, судьба распорядилась иначе.
Постепенно втянулись в работу, обросли новыми знакомыми, появились замечательные друзья, с которыми не расстаёмся вот уже более 30 лет. К тому же мне, молодому кандидату наук из Москвы, предложили возглавить кафедру педагогики в Пензенском педагогическом институте (позже – университете).
Став заведующим кафедрой (а она входила в обойму общественно-политических кафедр), сразу же получил жесткую рекомендацию — вступить в КПСС. Я, признаться, был не против. Но тогда по уставу партии в течение кандидатского срока нельзя было менять место жительства и работы. Таким образом, задержался в Пензе еще на один год. И этот год растянулся на 36 лет, т.е. навсегда.
В 1990 году съездил еще раз в Москву, поступил в докторантуру, через 4 года защитил докторскую диссертацию по педагогике, вернулся в ставший уже родным Пензенский государственный педагогический университет и без перерыва отработал там 30 лет.
Открыл при вузе диссертационный совет по педагогике и был назначен его председателем. Это был единственный в Пензе гуманитарный совет. За 17 лет работы в нем было защищено 170 кандидатских и 2 докторских диссертации. Работа была сложной, но интересной. В Пензе нет вузов, где бы сейчас не работали мои диссертанты. До сих пор приятно слышать добрые слова о нашей высокопрофессиональной коллективной работе. Думаю, эти слова мы заслужили, ведь за весь период работы не было ни одного нарекания или замечания в адрес Совета, а тем более, провала диссертации в ВАКе.
— Но из университета вы все же ушли?
— Так сложились обстоятельства. Когда началось укрупнение вузов, пединститут объединили с госуниверситетом, которому явно не хватало гуманитарного направления. Я не считал это правильным решением, но активно свою позицию не проявлял. После появления нового юридического лица правоустанавливающие документы всех подразделений формировались заново, и диссертационный совет в этой связи был закрыт. Я не смог отстоять его необходимость в новых реалиях, да и требования к формированию диссертационных советов резко повысились. Значительные изменения произошли также в учебной и научной работе. Вобщем, понял, что это уже не мое и просто уволился.
Выступление в Совете Федерации.
— И пошли в депутаты?
— Нет. Я просто ушел. В 2016 по предложению Ивана Александровича Белозерцева стал советником губернатора по социально-экономическим вопросам.
В 2017 году глава региона предложил мне поучаствовать в выборах в Законодательное Собрание Пензенской области. Дело для меня было совершенно новым. Но я подумал — почему бы и нет? Собрался, поработал над программой, провел встречи с жителями районов, именя избрали депутатом.
Публичные слушания перед принятием бюджета.
Был выдвинут партией «Единая Россия», но в ней не состою. «Единая Россия» — единственная партия, которая берет на себя ответственность за все, что происходит в стране. Другой такой партии у нас пока нет. «Ответственность — это та цена, которую мы платим за власть», — говорил Уинстон Черчилль. Вот ответственности нам порой и не хватает!
Скажу откровенно, что поначалу испытывал робость, неуверенность. Но друзья-депутаты подбадривали, поддерживали и близкие: «Будешь работать с законами, это почти то же, что и с диссертациями», — утверждали они.
И знаете, что я вам скажу? Никогда не думал, что работа депутата такая тяжелая. Я имел весьма обыденное и упрощенное представление о народных избранниках. Думал, сидят себе, бумажки с места на место перекладывают, руки поднимают, когда надо, дают интервью и т.д. И вот к какому выводу я пришел — я в своей жизни отродясь столько много не работал, как сейчас.
Ведь это не только ежедневная работа с законами и документами. Это приемы граждан, встречи с различными коллективами, решение проблем населения, официальные церемонии, поиск спонсоров для оказания помощи организациям и конкретным людям. Приходится выступать перед самыми разными аудиториями. Надо во всем разбираться, ко всему готовиться, чтобы не быть малокомпетентным.
«Спасибо!»
И еще, когда при большом скоплении людей, в торжественной обстановке вручаешь человеку на сцене грамоту или благодарность, преподносишь цветы со словами благодарности, когда его фотографируют для газеты, показывают по телевидению, то понимаешь, какая это большая радость и честь для человека труда! И у меня почти всегда в эти моменты слезы наворачиваются.
—А какие основные составляющие работы депутата?
— Общение с людьми, выезды по жалобам — это одна из важнейших составляющих депутатской работы.Но главное — это законотворческая деятельность. Она мне интересна и понятна. Я научился выделять главное в законопроектах, определять их целесообразность и пользу для людей. Всегда читаю и нередко правлю документы, подготовленные аппаратом. Привычка. Но иногда меня обескураживают ситуации, которые нельзя изменить или решить на нашем региональном уровне.
— Пример?
— Сейчас, как вы заметили, многие законы в Пензенской области принимаются с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством. В свое время муниципальные власти были лишены части административных прав. То есть раньше при каждом муниципалитете были административные комиссии, которые следили за порядком, могли составить протокол за открытый огонь в лесу, за нарушение общественного порядка, за мусор возле дома и т.д. Теперь эту властную функцию у них отобрали. То ли из-за недоверия, то ли из-за частых злоупотреблений, то ли по каким-то иным соображениям. Но в итоге, что мы получили? Видим табличку «Купаться запрещено», но все рядом с этой табличкой купаются, мусорят, матерятся, и никто им не указ. А ведь полицейского или участкового, который может и власть применить, у каждого водоема, кострища или скамейки во дворе не поставишь? Вот и получается власть без полномочий и авторитета!
Я считаю, что муниципалитеты надо наделять реально действующими административными правами и более решительно их применять. Но и контроль за обоснованностью применения санкций должен быть жестким и системным.
— Первый шаг сделан — на последней сессии вы приняли закон о штрафах за парковку на газоне и детской площадке. И функции по составлению протоколов переданы именно муниципалитетам, насколько я помню…
— Да, но это лишь небольшой шажок. Считаю, что у муниципалитетов должны быть более широкие властные полномочия. Тогда и ответственность повысится. Мы постоянно изучаем законопроекты, которые принимаются в других регионах. В первую очередь поддерживаем социальнозначимые инициативы, иногда в ущерб каким-то другим направлениям. Но вот вернуть власть муниципалитетами пока не получается, а попытки предпринимались неоднократно. Работа продолжается.
— Как строятся отношения внутри депутатского корпуса?
—Люди опытные, грамотные, состоявшиеся каждый в своей отрасли, нацелены на результат. И между собой депутаты общительны и доброжелательны. Более того, у нас сейчас отличное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью. При прежнем губернаторе Василии Бочкареве были разногласия. Не собираюсь давать оценку. Иногда и конфликты нужны, если они в итоге приводят к переменам в лучшую сторону — во благо наших людей.
Нынешний губернатор Иван Белозерцев получил опыт работы в Пензенской городской Думе, а потом и в Законодательном Собрании. Он приобрел бесценный «капитал», который помогает ему конструктивно строить деловые отношения, т.е. взаимодействовать с законодательной властью. И эта конструктивность и взаимоуважение обоюдны. Заметьте, сегодня правительство не выдвигает неразумных инициатив. Только по делу.
Отмечу профессионализм и сплоченность всех подразделений аппарата Законодательного Собрания. Не «отвешивая реверансов», искренне скажу, что у нас сплочённый, даже дружный коллектив. А главное, я каждый день вижу доброжелательные взгляды и чувствую искреннее желание помочь!
Председатель Законодательного собрания Валерий Лидин — настоящий профессионал, каких еще поискать. Он со всеми умеет находить общий язык, а в спорах — компромисс. И авторитет у него среди законодателей ПФО — будь здоров! Одно слово — комсомол, который был не столько школой коммунизма, сколько бесценной школой Жизни. Этот опыт и помогает нынешнему председателю в руководстве такой сложной структурой, как Законодательное Собрание, и в достижении взаимопонимания с губернатором Иваном Александровичем Белозерцевым.
По службе мне часто приходится общаться с ребятами из Молодежного парламента при Законодательном Собрании. Скажу вам, — это отличные ребята. Они уже сейчас лидеры, настоящие лидеры, а не «записные». Не просто инициативные, а дельные и ответственные люди. Мне с ними интересно! Есть, конечно, единицы, которые уже чиновники. Будто такими родились. Но это скорее исключение из правил. И с ними надо работать.
Самое приятное и трогательное в работе.
— Случаются ли в вашей работе огорчения? И, наоборот, бывают ли радостные моменты?
— Ко мне часто на прием приходят граждане. С самыми разными вопросами, от мелких бытовых и чуть ли не до общероссийских. Существуют такие проблемы, решения которых у меня как депутата нет. Иногда слушаю человека, успокаиваю его, честно говорю, что не в силах помочь. При этом прощается посетитель со слезами на глазах, да еще тебе пять раз говорит спасибо. Сам еле сдерживаясь, спрашиваю: «За что спасибо, я же ничего не сделал?» «Да хоть поговорили по-человечески, а не стали законами прикрываться». И тут делаешь минут на пять перерыв, потому что выть хочется от бессилия и жалости!
А вот самая большая для меня радость, когда удается решить конкретную проблему, помочь человеку, который ко мне обратился.
«Держись, дружок!»
Фото предоставлены пресс-службой Законодательного собрания Пензенской области