Политолог Мануйлов обозначил будущих претендентов на вступление в ближний круг губернатора
На днях газета «Улица Московская» опубликовала занятный материал за авторством самого Валентина Игоревича Мануйлова.
В тексте главный редактор газеты размышляет над тем, кто бы мог пополнить поредевшие ряды Белозерцевских чиновников. Практически все предложенные им кандидаты — люди «Бочкарёвского» времени. Основные претенденты на руководящие должности — Роман Чернов — главный в регионе энергетик и Валерий Савин — ныне проректор ПГУ.
В отличие от Валерия Александровича, Роман Борисович покинул государственную службу давно. И многие пензяки даже забыли о его присутствии в городе. В качестве руководителя «ТНС Энерго» он обычно не светится — эти функции возложены на депутата Вениамина Африканова, его зама. А вот Валерия Александровича пензяки помнят прекрасно. Кабинет министров он покинул меньше года назад. Думается, шансы вернутся обратно у него действительно велики, вопрос лишь в исходе судебного дело, длящегося уже несколько лет.
Кроме вышеупомянутых Савина и Чернова, Валентин Мануйлов предлагает вернуть Ирину Ширшину и Людмилу Кипурова. Последняя, кстати, с лета прошлого года является советником в Пензенской мэрии. Вот такие они, претенденты.
Ну и в качестве «вишенки на торте» в конце материала политолог выдвигает идею вернуть к нормальной жизни таких известных персон, как Александр Пашков, Сергей Кочергин, Лев Ходос, Дмитрий Лаврентьев, Андрей Бурлаков, находящихся пока под арестом. По мнению Валентина Игоревича, этим людям сегодня место в реальной экономике. «Их задача – придумывать новые бизнес-идеи и воплощать их в жизнь, создавать новые рабочие места и прибавочную стоимость». И ведь не поспоришь, люди-то прозябают действительно талантливые!
На самом деле материал Валентина Игоревича действительно увлекателен и ниже мы предоставим нашим читателям возможность ознакомиться с ним без сокращений. Однако прежде добавим вот что.
Однозначно, текст этот появился не просто так. Пензенское правительство сегодня не испытывает кадрового голода, однако в отличие от предыдущего руководителя, у нынешнего, по нашим ощущениям, есть желание всегда иметь запасной туз в рукавах. Материал Мануйлова — определенный тест на восприятие пензенской элиты возвращения на политический олимп отдалившихся чиновников.
«Олег Мельниченко: год у власти и первые испытания»
26 марта исполняется год, как Олег Мельниченко возглавляет Пензенскую область. Понятное дело, что у региональной элиты в отношении Мельниченко были вполне конкретные ожидания. Наверное, их трудно сформулировать сегодня по прошествии года пребывания Мельниченко у власти. По моим тогдашним ощущениям, элита хотела, чтобы область возглавлял политик, которому это по плечу, а не человек, который сел не в свои сани и потому передает властные полномочия близким ему персонам. И эти персоны в стремлении властвовать ссорят элитные группы, вместо того чтобы работать на примирение интересов.
Короче, элита в лице Мельниченко желала видеть лидера харизматичного, которому не стыдно подчиняться, и вместе с тем разумного и здравого, который поведет элиту по правильному пути. Наверняка разные группы и слои элиты видели политику Мельниченко по-разному. Пенсионеры во власти хотели, чтобы он позволил им и дальше пенсионерствовать. Молодое поколение рассчитывало на то, что Мельниченко даст им шанс на продвижение.
В статье «Кадровая политика Мельниченко: радикальное обновление» (на сайте «УМ» в номере от 24 декабря 2021 г.) я показал, что Мельниченко все-таки держит курс на обновление кадров. Если он и не спешит в кадровом обновлении, то потому, что не видит пока кадров, которые бы смогли выполнять задачи на том уровне, на каком требует Мельниченко. Наверное, кое-кому кажется, что Мельниченко долго тянет со сменой кадров, в отношении которых в общественном мнении сложилось негативное мнение (главы Сосновоборского и Шемышейского районов). Но такой подход все-таки вызывает меньше осуждения, чем мог бы вызвать подход, при котором губернатор в кадровых вопросах рубит шашкой с плеча.
Учитывая, что Олег Мельниченко – человек системного мышления и системных действий, можно предположить, что он и в 2022 г. продолжит курс на обновление кадров. Более того, складывающаяся в результате санкций обстановка, скорее всего, будет побуждать его быстрее проводить кадровое обновление. Ибо усложнение социально-экономической ситуации в области будет требовать более высокой скорости реакции органов власти и управления на изменения типа роста цен на продукты питания, на коммунальные услуги, на проезд в общественном транспорте, что будет вызывать рост недовольства и напряжения граждан.
И тут одними словами и заверениями, что мы идем правильным курсом, не отделаешься. Нужны будут люди в управленческом корпусе, которые смогут находить верные решения и проводить их в жизнь. Самое важное в ситуации кризиса – иметь рядом с собой людей, способных вести переговоры и достигать компромиссов. Сам Олег Мельниченко, на мой взгляд, относится к этой категории людей. Но он не сможет охватить весь круг проблемных направлений, по которым власти придется вести диалог с обществом. Еще лучше иметь в команде кризис-менеджеров – людей, которые не только умеют договариваться с носителями иных взглядов, но и способны воплощать договоренности в жизнь.
Если в 2021 г. кадровая тема для Мельниченко состояла в том, чтобы менять слабых и проштрафившихся руководителей на новых, которым он готов больше доверять, то в 2022 г. задача будет состоять в том, чтобы выдвигать на руководящие должности людей сильных, самостоятельных, инициативных, способных и готовых брать на себя ответственность. Возможно, стоит вернуть во власть персон, которые были в прежние годы отринуты от власти, но сохраняют лидерский потенциал и авторитет среди элиты. Нерастраченная энергетика и сохранившиеся амбиции этих персон будут их мотивировать на добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Первые имена, что в этой связи приходят на ум, – это Роман Чернов и Валерий Савин. Оба испытали на себе насмешки и неприязнь со стороны общества, но это скорее закалило их. Думаю, и Чернов и Савин хотели бы улучшить свою репутацию, то есть совершить что-то полезное и значимое для местного общества. И чтобы об этом стало известно. Надо дать им шанс. Вопрос, конечно, в том, на какие должности их назначить. По моим ощущениям, пора, наконец, подвинуть или освободить премьера Симонова и вице-премьера Кувайцева. Малопонятно, как они исполняют свои обязанности.
Такое ощущение, что они не хотят, чтобы общественность знала о содержании их работы. Они не рассказывают ни о проблемах, которые им приходится решать. Ни об удачных решениях, благодаря которым область развивается. Впечатление, будто за все в области несет ответственность один лишь губернатор Мельниченко. Если это так, то положение области печально. В нынешних обстоятельствах Мельниченко не будет нуждаться в одних только статистах, под которых косят иные вице-премьеры и министры.
В следующую очередь вспоминаются имена Людмилы Кипуровой и Ирины Ширшиной. Кипурова вернулась летом 2021 г. в мэрию Пензы на роль советника, но это, на мой взгляд, минимум для нее, если учитывать ее характер, ее компетентность, ее амбиции. Максимум для Кипуровой – это пост вице-премьера. Здесь она бы развернулась. Ирина Ширшина тоже сильный кандидат, у нее и компетентность есть, и характер, и наверняка амбиции сохраняются.
Еще раз подчеркну: в нынешние времена изменится спрос на кадры. Будут требоваться не те, кто поддакивает губернатору и уверяет его, что на вверенном его управлению участке все хорошо, а те, кто будет проявлять инициативу и самостоятельно решать задачи, не загружая губернатора просьбами о помощи. В развитие темы кадров хочу обратить внимание на то, что стоит вернуть к нормальной жизни персон, которые находятся в местах заключения за экономические преступления либо в СИЗО в связи с возбуждением в отношении них дел за якобы экономические преступления.
Веду речь про таких известных персон, как Александр Пашков, Сергей Кочергин, Лев Ходос, Дмитрий Лаврентьев, Андрей Бурлаков. Думаю, этим людям сегодня место в реальной экономике. Их задача – придумывать новые бизнес-идеи и воплощать их в жизнь, создавать новые рабочие места и прибавочную стоимость. Вообще, надо сказать, что ситуация с каждым месяцем или кварталом будет предъявлять все новые и новые требования к руководящим кадрам. Проблемы, которые еще вчера эти кадры боялись услышать и обсуждать, они будут вынуждены решать, да еще и рассказывать об этом людям. Наверное, еще более важная задача будет стоять перед Олегом Мельниченко в области консолидации бизнес-элиты.
Понятное дело, что экономика области начнет проседать. Соответственно, будет проседать областной бюджет и бюджеты муниципалитетов. Промышленники, аграрии и предприниматели – все будут просить губернатора предоставить преференции, дать денег или отложить уплату налогов. Но задачи организации общественных работ останутся. И губернатору придется не только тратить на это бюджетные средства, но и просить бизнес вкладывать свои средства.
Наиболее приемлемой формой такого государственно-частного партнерства было бы создание публичного акционерного общества с участием денег областного бюджета, денег инвесторов из числа предпринимателей и денег частных вкладчиков из числа физических лиц. Таким способом можно будет не только аккумулировать средства на строительство новых объектов общественного значения (дороги, мосты и прочие объекты инфраструктуры), но и сохранить деньги людей в ситуации растущей инфляции.
Вопрос требует проработки, то есть времени, но если за это взяться сегодня, то к лету можно принять решение о создании такого ПАО, а осенью оно могло бы начать работу. В Пензе есть специалисты, которые могли бы сформировать цели и задачи такого ПАО и его устав. Это Геннадий Антонов, Михаил Дралин, Олег Калачев, Григорий Романов, Анатолий Коротков, Сергей Кочергин. А вот наполнить это ПАО ресурсами – это задача для губернатора.
Если ему удастся создать такую структуру мобилизации ресурсов и сделать ее эффективной, то будет шанс, что она не даст экономике области совсем упасть. Полагаю, что главное в текущей ситуации для всех нас – сохранять здравый смысл и трезвый расчет.
И если Олег Мельниченко, как лидер пензенского общества, подаст в этом пример, то и местная элита потянется за ним, и все общество будет двигаться в этом русле. Во всяком случае, если люди придерживаются здравого смысла, то им легче договариваться и объединяться ради общих целей».