Комсомольский ударный бизнес
Павел Романов
Павел Романов

Недавно в столице разгорелся очередной скандал. Хотя для Москвы это не скандал, а так — очередной заурядный скандальчик. Вездесущие журналисты раскопали, что бывший сенатор от «Единой России» Зинаида Драгункина, возглавлявшая комитет по образованию, купила себе дом в элитном коттеджном поселке «Довиль», где стоимость таких особнячков начинается от 90 миллионов рублей.

Интрига заключалась в том, что Драгункина — это некогда видный комсомольский функционер, сколотивший капитал на закате существования СССР. Не удивлюсь, что при этом она с помпой отметила в прошлом году 100-летие ВЛКСМ. Как, впрочем, и ее пензенские коллеги, занимающие сейчас видные посты, как в бизнесе, так и в политике.

Тогда, год назад на торжественное мероприятие пригласили комсомольцев-ветеранов, среди которых, естественно, выделялся нынешний председатель Законодательного собрания Валерий Лидин. В течение трех лет — с 1986 по 1989 год Валерий Кузьмич являлся первым секретарем Пензенского обкома ВЛКСМ. А какие пафосные речи звучали! Вроде таких: «Я горжусь, что был комсомольцем, и до сих пор помню слова напутствия, которое дали мне старшие товарищи, и чувство волнения во время получения комсомольского билета. Комсомол — это наша молодость, любовь, работа, направленная на созидание, на улучшение жизни в стране» (захватывающая дух речь от губернатора Ивана Белозерцева).

На этом фоне, наверное, неуместно было вспоминать о том, что комсомол стал одной из первых легальных бизнес-структур. И почувствовавшие вкус легких денег члены ВЛКСМ, в итоге легко поставили крест как на самой организации, так и на стране в целом.

Напомню, что комсомольская бизнес-империя стала наращивать мышцы еще в самом начале перестройки, когда вышло постановление Совета Министров СССР «Об образовании единой общегосударственной системы научно-технического творчества молодёжи». Появились так называемые центры НТТМ. И появились именно при райкомах комсомола. У этих центров были огромные льготы, начиная с того, что они не платили никаких налогов. И, несмотря на свое идеологически выдержанное название, занимались в основном обычной перепродажей — либо сырья, либо компьютерной техники. На тот момент это был просто бездонный рынок. С центров НТТМ начинали такие видные персоны, занимавшие не последние посты в комсомольской иерархии, как Михаил Ходорковский, Михаил Прохоров, Роман Абрамович, Сергей Лисовский, Владислав Сурков и многие другие. У кого-то затем появились собственные бизнес-империи, а кто-то стал работать в администрации президента. В общем, Комсомол послужил им неплохой стартовой площадкой. Возможно, кто-то из них в 1991 году и профинансировал внеочередной съезд ВЛКСМ, когда это самый коммунистический союз молодежи был распущен на все четыре стороны.

Всего к началу 90-х в стране насчитывалось более 500 центров НТТМ. Был такой и в Пензе. Назывался «Росток» и располагался на улице Гладкова, 16 с уставным капиталом (зацените!) в целых 50 рублей. До павловской реформы приличные деньги были. А помню я это хорошо, потому как сам работал в середине 90-х на улице Гладкова. «Росток» и тогда еще некоторое время существовал, только форму собственности поменял.

Впрочем, был еще аналогичный молодежный центр «Олимп» при Кузнецком городском комитете ВЛКСМ (с 1989 по 1990) год. Возглавлял его впоследствии известный в своем городе бизнесмен Сергей Родин. Как раз на тот момент ему было 24 года. Самый комсомольский возраст.

 Лично мне в рядах ВЛКСМ побывать не удалось, хотя и мог бы. Но вспомнил одну занятную историю. В 1996 году, перед поездкой в «Артек» на вожатскую работу мы с однокурсником где-то надыбали целый пакет комсмольских значков и обвешались ими так, что Леонид Ильич позавидовал бы. Украина тогда уже была несколько лет как независимой страной, но вожатых по-старинке собирали со всех бывших союзных республик.

Первыми к нам подвалили казахи: «Ребята, подарите пару значков». Пензенцы — народ не жадный — пожалуйста, берите. Потом с той же просьбой хохлы обратились, потом белорусы. Благодарят, проставляются. Спрашиваем: «Мужики, а что за интерес такой?» Ответ был до банальности прост: «Ну, вы же, комсмольцы, и СССР, и КПСС развалили. Теперь мы свободные».  

Не знаю, кто там что развалил, но то, что бывшие комсомольские вожаки вовремя успели сориентироваться в том перестроечном хаосе, так это точно. Ну, вот, возьмем предпринимателя Игоря Чудновского. Десять лет он занимался комсомольской работой и даже дошел до секретаря пензенского обкома ВЛКСМ. Думаю, что именно его связи по комсомольской линии помогли ему стать удачным бизнесменом и даже (на непродолжительное, правда, время) вторым человеком в правительстве области.

А о пламенном комсомольце Олеге Мельниченко и говорить нечего. Если раньше он мог любого порвать на британский флаг за нелестные высказывания в адрес апологетов ленинизма, то теперь прекрасно коротает время в Совете Федерации в обществе таких же единороссов, как и он. И это лишь единичные примеры.

А если задуматься, то комсомольцы 90-х были ничем не хуже сегодняшних «нашистов» или «молодогвардейцев. Цель-то у всех, увы, одно  — дорваться до власти и деньжат срубить побольше и побыстрее.

Похожие статьи