Юрий Осколков: «Нам нужны новый аэровокзал и возобновление полетов»


Куда сейчас можно улететь из Пензы, какие направления скоро станут доступными, есть ли перспективы у малой авиации, сколько нужно денег на реконструкцию здания аэровокзала — на эти и другие вопросы корреспонденту «Пенза-Онлайн» ответил директор аэропорта Юрий Осколков.
— Юрий Иванович, давайте начнем сначала. Пензенский аэропорт сегодня. Какой он? Кто трудится, кто обслуживает самолеты?
— Пензенский аэропорт — аэропорт федерального значения. У нас работают все службы, необходимые для поддержания такого статуса: начиная с отдела технического снабжения (уборка помещений) и заканчивая авиационной службой, которая занимается приемкой и выпуском воздушных судов.
Есть гостиница, здравпункт, административный аппарат, служба спецтранспорта, аэродромная служба, которая обеспечивает подготовку летного поля, служба безопасности, служба организации перевозок.
Аэропорт соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему.
— Есть ли планы по поводу его реконструкции?
— Есть программа по реконструкции здания аэровокзала, разработана проектно-сметная документация. По остальным объектам ситуация следующая: взлетная полоса, перрон — мы провели реконструкцию за счет федеральных средств. Они соответствуют всем требованиям. Радиотехническое обеспечение тоже заменили.
На реконструкцию здания аэровокзала ориентировочно нужно 1 млрд 200 млн рублей. В качестве источника финансирования рассматривается частный капитал. Мы пытались попасть в федеральную программу, но пока этого не произошло.
Если мы реализуем проект в рамках государственно-частного партнерства, то нам необходимо найти инвесторов. Их пока нет.
— Несколько лет назад говорилось о возможном приобретении аэропорта инвестором. На каком этапе эти разговоры сегодня? Нужно ли это сегодня пензенскому аэропорту?
— Государственно-частное партнерство подразумевает различные формы сотрудничества. Стоял вопрос о создании совместного предприятия с акционерным обществом. Имущество аэропорта находится в региональной и федеральной собственности. Пензенская область должна была войти со своей долей в это предприятие, чтобы иметь определенные права и влияние на данное предприятие. Такой же позиции придерживается и губернатор Пензенской области Олег Мельниченко. Он хочет, чтобы область участвовала в управлении предприятием.
— Куда в настоящее время можно улететь из Пензы? Какие направления планируется добавить?
— Из Пензы у нас рейсы выполняют «Аэрофлот», S7 Airlines, дочка «Аэрофлота» – «Россия», «Азимут». Временно приостановила полеты авиакомпания ««ИрАэро», но она возвращается на наш рынок.
Политика компаний «Аэрофлот» и S7 была направлена на выполнение международных рейсов, сейчас с известными событиями она изменилась. Политика S7 сосредоточена на полетах через хабы — узловые аэропорты, которые используются авиакомпаниями как пункт пересадки пассажиров и имеющие высокий процент стыковочных рейсов, малое время ожидания в аэропортах пересадки.
S7 хотели к нам зайти на Санкт-Петербург, но отказались. Сейчас хабом, узловым аэропортом, крупным пересадочным и перегрузочным транспортным узлом для наших пассажиров является аэропорт Домодедово.
Из столицы схема полетов обширна — порядка 160 городов S7 связывает подвозкой пассажиров из региональных областей и формирует рейсы в другие города.
Сейчас ожидаем, что «Аэрофлот» начнет организовывать рейсы из Пензы в Санкт-Петербург. Ждем решения комиссии по этому вопросу. Выполнять полеты в Сочи заявилась авиакомпания «Азимут», которая сейчас выполняет рейсы из Пензы в Минеральные Воды.
На сегодняшний день 11 аэропортов на южном направлении закрыты, так что пока их мы не рассматриваем. В 2022 году было отменено порядка 350 рейсов, в связи с закрытием воздушного пространства.
— Что произошло с пассажиропотоком за последние пять лет?
— Пассажиропоток регулярно растет, исключая период пандемии.
Если брать январь 2018 года — отправлено 18 600 пассажиров, в январе 2022-го — 20 106, за первый месяц этого года — 20 751.
За весь 2022 год — 253 500 пассажиров. До пандемии пассажиропоток составлял 186 тысяч человек, сейчас — 253 тысячи человек — рост приличный. В 2022-м мы планировали перейти рубеж в 300 тысяч человек, но из-за ограничений рейсов мы не довезли порядка 70 тысяч человек.
— Шанс стать международным в связи с известными событиями аэропорт пока потерял?
— Аэропорт не терял и не теряет шансы стать международным. Но для начала необходимо построить аэровокзал для внутренних рейсов, и когда возникнет потребность международных полетов, уже можно будет построить модуль по принципу а/п Домодедово или Шереметьево. Следующий момент, который связан с международными полетами, — экономическая обоснованность. Придется выделять средства и на таможенную и пограничные службы. Это уже федеральные затраты. Поверьте, если у нас будет вывеска «международный аэропорт», а мы по факту будем выполнять 1-2 таких рейса, федеральное руководство не пойдет на такие затраты.
— Есть ли шансы на возрождение малой авиации? Насколько это актуально сегодня?
— Если мы подразумеваем под малой авиацией полеты внутри Пензенской области, то однозначно нет. На это есть ряд причин. Это и отсутствие спроса и площадок, куда бы могли самолеты приземляться. Добраться на своем собственном автомобиле, например, в Никольск намного удобнее, быстрее, не привязываясь к рейсу, ко времени.
Что касается межрегиональных авиаперевозок, то была разработана пилотная программа по полетам между Пензой и Казанью, Нижним Новгородом и т. д. Всего восемь маршрутов. Есть надежда по воплощению в жизнь этого проекта, но, скорее всего, не в этом году, это точно.
— Насколько территория пензенского аэропорта защищена от возможных чрезвычайных ситуаций, например от попадания в двигатель птиц?
— Возникновение внештатных ситуаций с птицами — общемировая проблема. Сейчас мы стараемся устанавливать средства защиты. У нас пять акустических систем, которые постоянно работают, в январе приобрели 15 полусфер, блики которых отпугивают птиц, шесть пропановых пушек, издающие звуки выстрелов. Стараемся также бороться с грызунами, ведь на них охотятся хищные птицы. Постоянная проблема — южная часть от аэропорта, которая засеивается злаковыми культурами. Это привлекает птиц. Стараемся повлиять на это, но хозяева земельных участков отвечают нам: а вы докажите, что это от нас птицы летят.
— Чем закончилась история с самовольной постройкой гаражей в Засечном, которая велась в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы несколько лет назад? Не повторялись ли аналогичные случаи?
— Изначально информация о строящихся гаражах поступила от самих жителей. Они располагались прямо по курсу взлета/посадки воздушных судов. Их владельцы ни с кем не согласовывали размеры строений, их высоту. Закончилось все тем, что строительство свернули.
Мы отслеживаем, чтобы подобные ситуации не повторялись, в тесном контакте работаем над этим с администрацией Пензенского района.
— Какие задачи перед вами стоят на ближайшую перспективу?
— Ближайшая перспектива – обеспечение пассажиров необходимым комфортом. Нам нужна инфраструктура в виде нового аэровокзала, который в четыре раза по площади превысит ныне существующее здание. Ну и, конечно, возобновление полетов.
Источник фото: правительство Пензенской области