Юрий Осколков: «Нам нужны новый аэровокзал и возобновление полетов»
Мария Сайганова
Мария Сайганова

Куда сейчас можно улететь из Пензы, какие направления скоро станут доступными, есть ли перспективы у малой авиации, сколько нужно денег на реконструкцию здания аэровокзала — на эти и другие вопросы корреспонденту «Пенза-Онлайн» ответил директор аэропорта Юрий Осколков.  

—  Юрий Иванович, давайте начнем сначала. Пензенский аэропорт сегодня. Какой он? Кто трудится, кто обслуживает самолеты?

 — Пензенский аэропорт — аэропорт федерального значения. У нас  работают все  службы, необходимые для поддержания такого статуса:  начиная с отдела технического снабжения (уборка помещений) и заканчивая авиационной службой, которая занимается приемкой и выпуском воздушных судов.  

Есть гостиница, здравпункт, административный аппарат, служба спецтранспорта, аэродромная служба, которая обеспечивает подготовку летного поля, служба безопасности,  служба организации перевозок. 

Аэропорт соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему.

— Есть ли планы по поводу его реконструкции?

— Есть программа по реконструкции здания аэровокзала, разработана проектно-сметная документация. По остальным объектам ситуация следующая:  взлетная полоса, перрон — мы провели реконструкцию за счет федеральных средств. Они соответствуют всем требованиям. Радиотехническое обеспечение тоже заменили.

На реконструкцию здания аэровокзала ориентировочно нужно 1 млрд  200 млн рублей. В качестве источника финансирования рассматривается частный капитал. Мы пытались попасть в федеральную программу, но пока этого не произошло. 

 Если мы реализуем проект в рамках государственно-частного партнерства, то нам необходимо найти инвесторов. Их пока нет.  

— Несколько лет назад говорилось о возможном приобретении аэропорта инвестором. На каком этапе эти разговоры сегодня? Нужно ли это сегодня пензенскому аэропорту?

— Государственно-частное партнерство подразумевает различные формы сотрудничества. Стоял вопрос о создании совместного предприятия с акционерным обществом.  Имущество аэропорта находится в региональной и федеральной собственности. Пензенская область должна была войти со своей долей в это предприятие, чтобы иметь определенные права и влияние на данное предприятие. Такой же позиции придерживается и губернатор Пензенской области Олег Мельниченко. Он  хочет, чтобы  область  участвовала в управлении предприятием. 

— Куда в настоящее время можно улететь из Пензы? Какие направления планируется добавить?

— Из Пензы у нас рейсы выполняют «Аэрофлот», S7 Airlines, дочка  «Аэрофлота» – «Россия», «Азимут». Временно приостановила полеты авиакомпания ««ИрАэро», но она возвращается на наш рынок. 

Политика  компаний «Аэрофлот» и  S7 была направлена на выполнение международных рейсов, сейчас с известными событиями она изменилась. Политика S7  сосредоточена на полетах через хабы — узловые аэропорты, которые используются авиакомпаниями как пункт пересадки пассажиров и имеющие высокий процент стыковочных рейсов, малое время ожидания в аэропортах пересадки.

S7 хотели к нам зайти на Санкт-Петербург, но отказались. Сейчас  хабом, узловым  аэропортом,  крупным пересадочным и перегрузочным транспортным узлом для наших пассажиров является аэропорт Домодедово.

Из столицы схема полетов обширна —  порядка 160 городов  S7 связывает подвозкой пассажиров из региональных  областей и формирует рейсы в другие  города.

Сейчас ожидаем, что «Аэрофлот» начнет организовывать рейсы из Пензы в Санкт-Петербург. Ждем решения комиссии по этому вопросу. Выполнять полеты в Сочи заявилась авиакомпания «Азимут», которая сейчас выполняет рейсы из Пензы в Минеральные Воды.

На сегодняшний день 11 аэропортов на южном направлении закрыты, так что пока их мы не рассматриваем. В 2022 году было отменено порядка 350 рейсов, в связи с закрытием воздушного пространства.

— Что произошло с пассажиропотоком за последние пять лет?

— Пассажиропоток регулярно растет, исключая период пандемии.

Если брать январь 2018 года —  отправлено 18 600 пассажиров, в  январе 2022-го — 20 106, за первый месяц этого года  —  20 751.

За весь 2022 год — 253 500 пассажиров.  До пандемии пассажиропоток составлял 186 тысяч человек, сейчас — 253 тысячи человек — рост приличный. В 2022-м мы планировали перейти рубеж в 300 тысяч человек, но из-за ограничений рейсов мы не довезли порядка 70 тысяч человек.   

 — Шанс стать международным в связи с известными событиями аэропорт пока потерял?

— Аэропорт не терял и не теряет шансы стать международным.  Но для начала необходимо построить аэровокзал для внутренних рейсов, и когда возникнет потребность международных полетов,  уже можно будет построить модуль по принципу а/п Домодедово или Шереметьево. Следующий момент, который связан с международными полетами, — экономическая обоснованность. Придется выделять средства и на таможенную и пограничные службы. Это уже федеральные затраты.   Поверьте, если у нас будет вывеска «международный аэропорт», а мы по факту будем выполнять 1-2 таких рейса, федеральное руководство не пойдет на такие затраты. 

— Есть ли шансы на возрождение малой авиации? Насколько это актуально сегодня?

— Если мы подразумеваем под малой авиацией полеты внутри Пензенской области, то однозначно нет. На это есть ряд причин. Это и отсутствие спроса и площадок, куда бы могли самолеты приземляться. Добраться на своем собственном автомобиле, например, в Никольск намного удобнее, быстрее, не привязываясь к рейсу, ко времени.  

Что касается межрегиональных авиаперевозок, то была разработана пилотная программа по полетам между Пензой и Казанью, Нижним Новгородом и т. д. Всего восемь маршрутов. Есть надежда по воплощению в жизнь этого проекта, но, скорее всего, не в этом году, это точно.

— Насколько территория пензенского аэропорта защищена от возможных чрезвычайных ситуаций, например от попадания в двигатель птиц?

— Возникновение внештатных ситуаций с птицами — общемировая проблема. Сейчас мы стараемся устанавливать средства защиты. У нас пять акустических систем, которые постоянно работают, в январе приобрели 15 полусфер, блики которых отпугивают птиц,  шесть пропановых пушек, издающие звуки выстрелов. Стараемся также бороться с грызунами, ведь на них охотятся хищные птицы. Постоянная  проблема  — южная часть от аэропорта, которая засеивается злаковыми культурами. Это привлекает птиц. Стараемся повлиять на это, но хозяева земельных участков отвечают нам: а вы докажите, что это от нас птицы летят.

— Чем закончилась история с самовольной постройкой гаражей в Засечном, которая велась в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы несколько лет назад? Не повторялись ли аналогичные случаи?

 — Изначально информация о строящихся гаражах поступила от самих жителей. Они располагались прямо по курсу взлета/посадки воздушных судов. Их владельцы ни с кем не согласовывали размеры строений, их высоту. Закончилось все тем, что строительство свернули. 

Мы отслеживаем, чтобы подобные ситуации не повторялись, в тесном контакте работаем над этим с администрацией Пензенского района. 

— Какие задачи перед вами стоят на ближайшую перспективу? 

— Ближайшая перспектива – обеспечение пассажиров необходимым комфортом. Нам нужна инфраструктура в виде нового аэровокзала, который в  четыре раза по площади превысит  ныне  существующее здание. Ну и, конечно, возобновление полетов.

Источник фото: правительство Пензенской области

Похожие статьи