«Мы стараемся развивать различные форматы общения, чтобы быть доступнее и понятней для людей» — председатель еврейской общины Борис Лейкин


Новыми гостями нашего проекта «Многонациональная Пенза» стали председатель Пензенской еврейской общины Борис Лейкин и раввин Дан Савинов. О задачах, приоритетных направлениях, а также о болевых точках, которые есть сегодня у религиозного сообщества — об этом и многом другом — наш разговор.
— Борис Рувимович, к вам первый вопрос. Вы стали возглавлять общину сравнительно недавно. Около года вы являетесь ее председателем. Расскажите, какие первостепенные задачи стоят сейчас перед вами?
— Да, это так. Срок действительно небольшой, но хотел бы пояснить, что в жизни пензенской еврейской общины я участвую очень давно, можно сказать, с самого детства. Поэтому о том, что нужно нашему сообществу, я знаю не понаслышке.
Мне очень бы хотелось, чтобы наша община стала домом для всех евреев, которые живут в Пензе и области. Сейчас их численность небольшая, примерно около 2 тысяч человек. К большому сожалению, до сих пор многие, имея еврейские корни, дистанцируются от общины, от религии.
— Как вы думаете, почему это происходит?
— Возможно, в силу непонимания, занятости, страха. А страх идет из тех времен, когда можно было не получить желаемую работу, в школе могли дразнить и так далее.
Естественно, это все возникало от того, что люди поверхностно знали об основных аспектах жизни евреев. Сейчас, в этом плане, общество стало более просвещенным.
Еще одним важным направлением в работе мы считаем сохранение преемственности поколений. Ведь взрослые могут дать очень многое молодежи в духовном плане, чего они в жизненной суете не могут получить.
Еще один вектор деятельности — быть открытыми для других конфессий, для людей других национальностей. И нам это уже удается. Второй раз в этом году по инициативе Сеника Саакяна представители многих национальностей собираются за одним столом и рассказывают о своей деятельности, а также ищут общие точки соприкосновения. Есть такая поговорка: «сосед должен быть близкий, а забор низкий». Мы делаем все, чтобы этого забора не было вообще.
— Если говорить конкретно, то в нашей общине для людей нееврейской национальности есть отдельный проект «Монотеизм для народов мира», — уточняет рав Дан.
Там мы обсуждаем вещи из Торы, но с актуалиями для них. Одна из последних тем: «Вопросы экологии». Вещь общечеловеческая и касается каждого. Нужно развивать различные форматы, чтобы быть доступнее и понятнее для людей. Быть актуальными, интересными и конкурентоспособными.
— Чувствуете ли вы поддержку власти?
— Сейчас взаимодействием с общинами и автономиями занимается региональное управление внутренней политики. Мы стараемся принимать участие во всех значимых мероприятиях города.
Например, в День народного единства у Дома молодежи мы выставляли столы с национальной кухней. Тогда я наблюдал следующее: участники клуба «Витязи» с удовольствием ели наши блюда, слушали еврейскую музыку и общались с нами. А когда наша певица начала исполнять «Хава Нагила», в пляс пустились мордовский и татарские ансамбли. Это был трогательный момент, греющий душу. Я с огромным восторгом наблюдал за этим действом.
—Также нельзя не упомянуть, что через региональную еврейскую национально-культурную автономию (организация является неотъемлемой частью общины) нам несколько раз удавалось получать правительственные гранты, которые оказывали нам существенную поддержку,— говорит рав Дан.
На эти средства были приобретены инструменты и костюмы для ансамбля «Атиква», а несколько лет назад благодаря грантовой поддержке был проведен масштабный семинар на Чистых прудах «Первый шаг». Его целью было привлечь новых людей в общину.
— Борис Рувимович, две недели назад вы подписали межконфессиональное соглашение о сотрудничестве с другими религиозными организациями области. Изменится ли формат работы?
— Понимаете, подписанное соглашение обозначает направление, в котором нам всем нужно двигаться. Хотелось бы сказать несколько слов о таком понятии как толерантность. На мой взгляд, она бывает двух видов — хорошей и плохой.
Когда мы не понимаем друг друга, не любим друг друга, но терпим. Потому что так надо или у нас нет выхода. Вот это — нехорошая толерантность. Мне кажется, так не должно быть. В Пензе представители религиозных организаций и национальных автономий стараются делать так, чтобы в понятие толерантности было вложено не терпение, а любовь, понимание и сопереживание. Это важно, потому что вся настороженность, зачастую, какие-то конфликты, накал страстей на этой почве — это происходит из-за незнания того, что происходит за дверьми. Когда они приоткрываются, тогда напряженность в отношениях между людьми исчезает.
— Довольны ли вы тем помещением, в котором вы сейчас располагаетесь?
— Это здание после векового блуждания вернулось к нам — в руки тех, кому оно должно принадлежать. В 1897 году один из членов общины, отставной солдат передал общине участок под строительство синагоги. Она была отстроена на общественные деньги, и в 1901 году у еврейской общины появилось это здание. Но дальше история понятна — 1917 год. В результате революционных процессов здание было отобрано, и только в 1989-м мы начали собирать документы о его возврате.
Года через три нам удалось это сделать. Тогда нам навстречу пошел мэр Пензы Александр Калашников и губернатор Василий Бочкарев, и здание вернулось к своим хозяевам. Конечно, этому мы несказанно рады.
— Есть ли у вас нерешенные вопросы?
— Да, к сожалению есть. Больная тема для нас — отсутствие в городе вероисповедального участка. То есть, на сегодняшний день в Пензе нет ритуального кладбища, где можно хоронить усопших по тем канонам, которые предписывает нам наша религия. Мы считаем, что это неправильно.
(Редакция «Пенза-Онлайн» в этом году освещала этот вопрос. Подробнее о том, как пензенскую еврейскую общину лишили земли, можно прочитать здесь).
— Рав Дан, расскажите о приоритетных проектах, которые реализуются в вашей общине.
— У нас есть множество проектов. Среди них — ансамбль старинной и современной еврейской музыки «Атиква», который в конце декабря отметит 30-летие, хор бабушек, есть у нас и женский клуб, и воскресная школа для детей. Но более подробно хотелось бы остановиться на тех проектах, в которых задействована молодежь.
Например, волонтерский проект «Give». В его рамках ребята участвуют в патронаже детских домов, посещают пожилых прихожан общины, которые уже не могут приходить к нам. Сейчас приближается праздник Ханука. Одна из его традиций — зажигание ханукального светильника. Мы уже готовим адреса людей, которых планируем посетить, чтобы подарить им этот свет тепла и заботы.
Еще мы делали проект, когда дети также посещали пожилых людей и собирали рецепты блюд, без которых не обходится ни одно семейное торжество. Та же известная фаршированная рыба, которую готовят практически в каждой еврейской семье, она везде имеет свои нюансы, свои отличия. И ребята собирали и сопоставляли рецепты, для того, чтобы они не были утрачены.
— Вы назвали проекты, связанные с волонтерством. А есть ли у вас образовательные программы?
— Да, конечно. Благодаря Федерации еврейских общин России, частью которой мы являемся, нам удается реализовывать образовательный проект «Eurostars», в рамках которого ребята целый год обучаются, а весной посещают Европу. Причем, для ребят это познавательное путешествие абсолютно бесплатно.
Естественно, программа тура делается с уклоном на иудаизм. Если мы приезжаем в Испанию, то, конечно же, проходит экскурсия по еврейским кварталам, по старым синагогам. В Венеции посещаем еврейские гетто с высокими зданиями. Молодежь узнает, что здесь огромное количество евреев вынуждены были жить на очень маленькой площади, поэтому и такая застройка.
Обязательно каждая такая поездка завершается посещением концентрационного лагеря Освенцима в Польше. Очень страшное место, которое производит неизгладимое впечатление на ребят.
Когда ты соприкасаешься с историей не по книгам, а видишь это вживую, совершенно по-другому это воспринимаешь, начинаешь ассоциировать себя с жизнью предков.
— С 22 декабря община начнет отмечать Хануку. Поделитесь, как именно будет проходить празднование.
— С удовольствием. Я 11-й год являюсь раввином общины. Однообразные форматы проведения праздника мне не нравятся. Поэтому каждый раз мы придумываем что-то новое,— говорит рав Дан.
У нас была Ханука и на катке. А в этот раз она будет проходить в игровом формате. На всех этажах нашего общинного центра в разных его локациях будут проходить различные мероприятия. Игры командные. Где-то нужно будет двигаться, а где-то думать головой. Запланирован и фуршет, за которым мы произнесем тосты.
Ханука длится 8 дней, и в рамках этого праздника будут проходить мероприятия как для молодежи, так и для детей. Как я уже говорил, все эти дни будет реализовываться волонтерский проект.
Фото предоставлено героями публикации