Коворкинг верх Поддержи проект
Как в Пензенской области «сокращается» дефицит школьных учителей
Сергей Зимин
Сергей Зимин

В сфере общего образования лето является не только периодом каникул для школьников, но и временем миграции учителей. Кто-то переходит в другое общеобразовательное учреждение внутри своего муниципального образования или региона. Кто-то перебирается за его пределы. А кто-то уходит на заслуженный отдых или решает сойти с учительской дорожки. И нынешнее лето исключением не является.

Проблема дефицита учителей в общеобразовательных учреждениях Пензенской области, может, и не столь критична по сравнению с некоторыми другими российскими регионами. Но она все же существует, и в целом весьма является весьма чувствительной. И руководителям некоторых школ, гимназий и лицеев этим летом вновь предстоит задуматься над тем, как этот дефицит ликвидировать.

На прошлогоднем традиционном августовском педагогическом форуме министр образования Пензенской области Александр Воронков говорил, что региону не хватает 170 педагогов по различным направлениям. И очередной учебный год начался традиционно при острой нехватке школьных учителей. С какими же показателями пензенские общеобразовательные учреждения подошли к его окончанию?

Возьмем для ориентира ежемесячно обновляемый на сайте регионального минобра список вакансий в образовательных организациях области. Последние изменения на данный момент датируются серединой мая, т.е., практически завершением учебного года.

Начнем с Пензы. Если к сентябрю 2018 года вакансии имелись в двадцати четырех общеобразовательных учреждениях областного центра, то в мае их количество сократилось до пятнадцати. А число свободных мест снизилось с сорока до двадцати четырех.

Если лидером по их количеству к началу учебного года значилась школа №66, разросшаяся за счет присоединения к ней других учреждений и возведения нового корпуса, то к его окончанию здесь осталась лишь одна свободная вакансия – учителя английского языка. Пальму первенства по ходу дела здесь перехватили другие организации. В гимназии №1, лицее №29 и школе №56 имеются по три незакрытых вакансии. При этом в 29-м лицее на одно место учителя сразу трех иностранных языков (английского, немецкого и французского) запланирована нагрузка на две ставки.

А наиболее дефицитные вакансии по предметам остались прежними. Это учителя иностранных языков, начальных классов и математики. При этом количество требуемых математиков осталось неизменным – пять свободных мест. А вот уменьшение количества недостающих учителей по двум другим направлениям весьма заметно. В два раза сократился дефицит учителей иностранного языка – с шестнадцати до восьми вакансий. И практически также уменьшилось и число свободных мест для учителей начальных классов – с девяти до пяти.

Во втором по величине города Кузнецке учительский дефицит с начала учебного года к его окончанию претерпел сокращение в три с половиной раза – с четырнадцати до четырех свободных мест. А в целом по Кузнецку и районам области произошло их уменьшение со ста до шестидесяти. И вновь, как и в областном центре, двукратное сокращение свободных мест для «иностранцев» – с тридцати одного до шестнадцати.

Нам нет оснований не доверять опубликованным данным. Однако не может не обратить на себя внимание отсутствие в списке многих районов. Их, не считая Кузнецка, значится всего тринадцать. Как-то слабо верится в то, что в остальных четырнадцати тишь да гладь.

А то, что в рамках одного учебного года случилось в Нижнеломовском и Лопатинском районах, иначе как фантастикой не назовешь. К его началу в первом было обозначено наличие восемнадцати свободных учительских мест, а во втором красовалось одиннадцать. А к его окончанию оба района в обозначенном списке не числятся. То есть, если полагаться на опубликованные данные, то, выходит, что с дефицитом учителей здесь покончено. Брависсимо? Вряд ли.

Отсутствие данных по учительским вакансиям в каком-либо районе совершенно не означает того, что проблема не существует. Ведь нагрузка на одного учителя может превышать нормативы. И при формально занятой одной вакансии он трудится более чем на одну ставку. Вот и в майском списке в графе планируемых нагрузок значатся пометки «2 ставки», «24 часа» или «36 часов». А нормой для одной ставки является 18 часов.

Частично недостаток учителей во многих школах, в первую очередь сельских, компенсируется и за счет «многопрофильности» или «многостаночности» педагогов. Это когда один учитель может быть и «физиком», и «химиком», и «математиком» и «биологом», и «географом», да и глядишь, «иностранцем» тоже. В лучшем случае на помощь приходят совместители, основным местом работы которых является другое общеобразовательное учреждение.

Практика показывает, что за счет определенных компенсационных мер внешне дефицит учителей по ходу учебного года действительно уменьшается. Однако в преддверии сентября проблема вновь изрядно обостряется. О том, какие сюрпризы преподнесет учительская миграция лета 2019 года, мы узнаем в августе. Не так уж и долго ждать осталось. Но в том, что сюрпризы будут, сомневаться практически не приходится.

Источник фото: http://minobr.pnzreg.ru

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи