По следам конференции SECON-2018. Перспективы «Университета 3.0» в нашем регионе
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Как известно, тема Индустрии 4.0 стала основной на конференции SECON 2018. Связанные с этой темой изменения во многих аспектах жизни, в частности касающиеся образования, непременно должны происходить, но насколько совпадают темпы этих изменений и готовы ли пензенские вузы к ним — вопрос, ответы на который пытались получить участники круглого стола «Университет 3.0».



Собравшиеся оказались едины во мнении, что проблемы начинаются со школы. Сразу несколько преподавателей отметили, что по поступающим в вуз вчерашним школьникам видны последствия «разношерстности» в преподавании информатики. Одни знают, что такое системы исчисления, вторые знают, что такое язык программирования и, как это ни печально, это — уже почти гении на этапе первого курса.

По признанию преподавателей большинство из них работают практически за идею и даже грустно посмеиваются на собственной неадекватностью, ведь идти работать за копейки — решение в наше время по меньшей мере странное. Частично таким людям удается удерживаться в профессии, зарабатывая сторонними проектами, но чаще всего преподавание сводится к минимуму.

Но, тем не менее, реальный интересный проект, который хорошо демонстрирует возможности концепции Университета 3.0 в Пензе существует именно в школьном сегменте — это Яндекс.Лицей.

Елена Шереметьева — руководитель Яндекс.Лицея сначала привела невеселую статистику по результатам сдачи ЕГЭ по информатике, отметив, что школьники мало того, что редко выбирают этот предмет в качестве экзаменационного (по Пензе — 13% учащихся), так еще и набирают весьма незначительное количество баллов, которое, тем не менее, позволяет им поступить на профильную специальность.

— Основные проблемы в том, что в большинстве школ у нас базовый уровень преподавания, — один час в неделю. В математике мы никогда не сможем объяснить ребенку решение квадратных уравнений без предыдущей теории, и там процесс выстраивается последовательно, а в информатике — немного всего из разных областей, которые нужно уложить в один учебный час. Все это приводит к тому, что или учителя отказываются заниматься с детьми и готовить их к ЕГЭ, отдавая это в руки репетиторов, или наоборот вынуждены заниматься, ориентируясь исключительно на эти три страшные буквы ЕГЭ.

В результате дети прекрасно решают задачи на нахождение объема музыкального файла, не представляя что такое музыкальный файл в принципе. Хуже всего обстоят дела с программированием. 19 часов в базовом образовании отводится под алгоритмизацию и программирование — представьте, это для людей, которые хотели бы пойти в IT! Единственная серьезная задача по программированию в ЕГЭ сдается 16,2 % учащихся. В результате вузовский курс превращается в программу 8-9 класса в школе со всеми вытекающими последствиями.

Новый образовательный проект Яндекс.Лицей был запущен в прошлом году и был факультативным — по 4 часа в неделю для всех проходящих отбор детей города Пензы, а в этом году появился класс, работающий по программе Яндекс.Лицея в рамках школьной программы. В Пензе работают три площадки: на базе 64 школы, Губернского лицея и на базе технопарка «Рамеев». Мы работаем с детьми 8-9 классов, у которых в голове нет зловещих трех букв «ЕГЭ» и с такими же преподавателями.

Цель программы — прикладная. Программирование должно быть инструментом, с помощью которого дети решают другие проблемы: не получается решать задачу по физике математике — написал программу и решил. Язык программирования — Python. Для поступления в лицей проходит конкурсный отбор: дети пишут тест и далее проходит собеседование. На семинарах Яндекса нас, преподавателей готовили к самому главному критерию отбора: дети должны быть мотивированными — не талантливыми, не способными6 а именно четко знающими, что они хотят быть программистами.

Программа включает 4 часа классной работы в неделю и 66 часов самостоятельной работы. Роль преподавателя — это именно наставничество, система обучения имеет все необходимое, чтобы именно так работать.

У меня в программе на компьютере представлены все уроки, по своему усмотрению я могу открыть доступ к уроку для каждого конкретного ученика. Вид программы у учеников несколько другой, они видят два раздела — уроки и материалы. И очень большое количество задач для того, чтобы закрепить полученный материал. Решая задачи, дети набирают себе рейтинг.

Он строится таким образом: классные и домашние задания делаются обязательно, а рейтинг строится исключительно на количестве решенных дополнительных задач. Почему дети борются за рейтинг? Им это интересно, они понимают, что набрав определенное количество баллов, будут как-то отмечены. Стоит сказать, что сама компания Яндекс отслеживает успехи всех учащихся и берет на заметку наиболее талантливых ребят уже на этапе школы.

Мне, как учителю, очень удобно: я могу увидеть, как дети делают домашнюю работу, кто, что и как решал. 80 % заданий проверяется автоматически, 20 % — при помощи ручной проверки (когда есть особенные условия в задачах). С ребенком постоянно есть интерактивное общение: я могу написать, что именно не получается. К тому же работа никак не привязана к определенному времени: решают и в выходные, так что доля сумасшествия профессии остается, учитель всегда на связи и работает без выходных, но опять же – не выходя из дома, онлайн.

Могу сказать, что задачи курса — интересные, направленные на привлечение детей к процессу программирования. Методическая составляющая Яндекс-программы очень сильная и проработанная. Я как преподаватель всегда должна идти на шаг вперед, иногда мне сложно это сделать в силу желания применять какие-то авторские методики, но тем не менее курсу я следую и вижу результат.

Минусов практически нет, можно конечно придраться, что иногда создатели задач неизвестно от нас хотят, но конечный итог все равно радует. Рейтинг тоже не всегда адекватен истинному положению вещей, но на то я и наставник, чтобы уловить — кто набрал баллы собственным умом, а кто —находчивостью. Решение под копирку я всегда вижу и могу понижать рейтинг.

Вузовские преподаватели поддержали мнение Шереметьевой о важности готовой проработанной методической программы, которая оставляет за преподавателем возможность индивидуальной работы с детьми и посетовали, что ведут по семь курсов в год, каждый из которых самостоятельно разрабатывается с нуля, а это много часов лекций, практики, проверки, курсовых работ и прочего.

Продолжение следует…

Похожие статьи