«Первое лицо» должно услышать



Мероприятие получилось массовым, его посетили представили со многих регионов страны, даже с самых отдалённых её частей. Стоит отметить, что среди гостей с регионов были чиновники высшего уровня власти, которые взяли себе в подмогу руководителей ведомственных IT-структур. Среди спикеров присутствовали руководитель ведомства, курирующего московский проект Наталья Климова, заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Наталья Катаева, а также руководители направлений проекта и разработчики.
Выступления можно разбирать на цитаты и вешать в кабинетах руководителей нашего региона. Свое выступление Наталья Климова начала со следующих слов:
— Больше нельзя делать вид, что мы не в эре электронного правительства, нельзя бездействовать, ровно, как и работать устаревшими методами. Власть должна работать для населения и никогда нельзя этого забывать.
Во время своего выступления она презентовала московский сервис, рассказывала о нюансах, ключевых требования и достигнутых показателях.
По статистике ведомства, с момент запуска московского сервиса 30% населения города готовы и хотят взаимодействовать с органами власти для совместного решения проблем, 5% населения готовы к совместному обсуждению законопроектов и нормативно-правовых актов, 1% жителей готовы на постоянной и безвозмездной основе участвовать в экспертном совете и воплощать совместные с властью идеи в жизнь.
— Население — это наш самый лучший, самый эффективный и при всем этом бесплатный контролер. Главное предоставить ему возможность конструктивно высказать свою позицию и показать, что любые проблемы могут быть решены,— поясняет цифры Наталья Павловна.
Ключевой подход власти к работе с порталом прослеживается даже в его заголовке «портал мэра Москвы Собянина С.С.» . Мэр поставил задачу привлечь население к управлению жизнью города, построить городскую работу, так как этого желают люди, а не видят чиновники. При помощи ежемесячных отчётов перед мэром, сильной регламентирующей правовой базы, а так же за счет внедрения «спирали ответственности» как метода контроля удалось достигнуть стабильной и эффективной работы сервиса.
— Можно разработать и внедрить самую удобную и эффективную систему за несколько миллионов, но если чиновники на местах не захотят работать, то все это будет бесполезно, — комментирует выступление один гостей.
— У нас город бедный, у нас просто нет денег на дорогие системы. Все, включая власть, это понимают. Один из замов главы города создал группу Вконтакте и обсуждение в телеграме, где он лично работает с обращениями граждан. И поверьте: это работает! Проблема лишь в том, что слишком узкий канал связи и много лишней пустой информации, — отвечает ему коллега из другого региона.
После обсуждений слово взяла заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Наталья Катаева. Честность и прямолинейность её обращения поразила не только гостей, но и организаторов и особенно разработчиков.
— Мы объективно понимаем, что наша система подойдёт не любому городу, даже в схеме её облегченного тиражирования через продажу её облачного сервиса. Это большая и дорогая система, которая создавалась с учетом особенностей нашего города в течение пяти лет. Наша задача помочь и научить Вас решению тех же, что и у нас проблем у себя на местах. Мы готовы делиться опытом, нормативной документацией, готовы проводить обучения и семинары. Но ключевой залог успеха — это не уровень программного обеспечения и даже не финансирование, а заинтересованность «Первого лица» в работе системы.
Действительно, нужно быть готовым, что работа подобной системы выявит массу проблем, и нужно быть готовым их оперативно решать, привлекая к этому процессу массу задействованных лиц: от дворника из управляющей компании до руководителя района города.
Интересно сравнить, как запускался сервис в Москве, и как это было с подобным сервисом в Пензе. В Москве запускали возможность жалоб и систему опросов лишь на те проблемы, которые власть была способна устранить в конкретный момент времени.
Например, взяли под контроль всех дорожников — дали возможность жаловаться на дороги, забрали право определение главного артиста на городском школьном выпускном — создали открытый опрос на эту тему. Да, такой путь повышает статистику работы сервиса, если нет проблем нерешенных, то число решенных смотрится эффектнее. В Пензе же дали возможность говорить о всех проблемах и самостоятельно гражданам создавать инициативы, тем самым натолкнувшись на неспособность и нежелание руководителей конкретных организаций и ведомств эти проблемы решать и работать с инициативами.
После официальной части мероприятия гости собрались и обсуждали свои вопросы и проблемы со спикерами. Большинство проблем в разных регионах очень похожи: отсутствие необходимого программного обеспечения для взаимодействия власти с гражданами по проблемным вопросам, аморфность самой власти, непонимание процесса внедрения системы и его этапов.
Несмотря на то, что одними из основных задач у организаторов мероприятия были продажа системы в регионы и заключение договоров на проведение курсов по внедрению системы, эксперты открыто делились опытом и мнением по многим ключевым вопросам.
1. Какая обязательная базовая нормативно-правовая база для запуска системы? — раз, два, три.
2. «Залог успеха — заинтересованность «Первого лица» и только жесткое административное внедрение системы», — отвечает Катаева Наталья Юрьевна. Один из гостей пошутил о том, что лучший выход клонировать Собянина С.С.
3. «Открытые электронные жалобные книги превратятся в помойку, где будут спамить и лить грязь обо всем, без конструктива», — отвечает на вопрос о быстрых и простых сервисах Наталья Климова. «Официальный бумажный запрос или жалоба, как и отписка на них, не дадут объективного понимания о проблемных ситуациях в городе». Должен быть единый ресурс, в который структурировано поступает информация. Пусть люди жалуются где им удобно и привычно, смотрят рекламу на этих сайтах, мы не претендуем на право «первой ночи», мы решаем проблемы», — продолжает она.
4. «С наскока и быстро проблему не решить, нужна мощная команда специалистов в проект, от 20 до 30 человек», — отвечает на вопрос о ресурсах Наталья Катаева.
5. Актуальным был вопрос, о том, как законно заставить работать в системе управляющие компании от бизнеса. Москве повезло, более 90 % управляющих компаний — государственные, оставшиеся получают от города субсидии и финансовую помощь. С пониманием в городе проблем не было. Тем не менее, было предложено решение, чтобы сервис дублировал обращение от граждан в ответственный орган и тот, на основании обращения выдавал предписания и выписывал штрафы. В Москве такая практика иногда применяется.
Во время общения гостям была презентована система из нашего региона «Открытая Пенза». Простота и понятность работы с системой, в том числе при помощи мобильного приложения, получила массу положительных отзывов от гостей из Симферополя и Воронежа. Логика работы и цели системы схожи с московской, однако очевидно что, цена разработки и внедрения будет значительно отличаться. Плюс система имеет точку входа информации через телефон, в Москве она поступает только через веб-портал или мобильное приложение, тем самым «теряя» многих граждан.
На официальном портале администрации города Пензы, появилась новость
с призывом к гражданам, которые «неравнодушны к судьбе родного города», призывом «вносить посильный вклад» и быть «небезразличными к проявлению разрушительных действий». Будем надеяться, что то самое «Первое лицо» нас услышит и будут приняты реальные действия для того чтобы жители смогли менять жизнь своего города к лучшему, вносить свой вклад и быть небезразличными, а те кто готовы помочь с этой задачей, всегда рядом.
Источник фото: фото автора