Корона Теле
PenzaInform ― не СМИ. Но прикидываются
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Один из крупнейших пензенских информационных сайтов ― PenzaInform ― не может определиться со своим правовым статусом. Когда ему надо, он средство массовой информации, а когда не надо, то вроде бы и нет.


Предмет беседы

PenzaInform не зарегистрирован в качестве СМИ. На самом сайте отсутствует ссылка на свидетельство о регистрации (кстати, при наличии регистрации отсутствие такой ссылки было бы нарушением). Не найти соответствующие сведения и в перечне на сайте Роскомнадзора, как при запросах в латинской раскладке, так и на кириллице.

Сам по себе этот факт не выходит за пределы требований закона. Согласно статье 8 закона «О средствах массовой информации», сайт в сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание. Сайт в сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве СМИ, СМИ не является.

Но в нашем случае не все так просто.

Направо ― умные, налево ― красивые


Официально признанный статус СМИ дает ряд преимуществ, но, с другой стороны, накладывает и определенные ограничения. И рыбку съесть, и косточкой не подавиться в данном случае не получится.
Отличий много, рассмотрим основные.

У сайта без регистрации СМИ нет ограничений по наличию иностранного капитала для учредителя, предвыборной агитации, нет специально предусмотренных Законом «О СМИ» ограничений на ненормативную лексику. И самое главное ― отсутствует цензура, а контролирующие органы, в том числе Роскомнадзор, ведут наблюдение лишь в выборочном, «штучном» порядке.

С другой стороны, официально признанный сетевым изданием сайт также имеет свои преимущества. Это возможность аккредитоваться в государственных органах, делать запросы об их деятельности, участвовать в грантах и конкурсах. Прикрыть деятельность сетевого издания в «насильственном» порядке можно только через суд.

Интернет-ресурсы находятся в достаточно выгодном положении по отношению к другим информационным каналам. Регистрировать в качестве СМИ или нет, администрация сайта / портала / блога в праве решить самостоятельно, если только не поступило особого предписания со стороны Роскомнадзора ― но и это только в случае, если ежедневная посещаемость превышает 3 000 посетителей.

Вот тут-то и вспоминается старый анекдот, когда царь зверей лев велел всем подданным разделиться на умных и красивых. Кто остался по середине, читатель, наверняка, помнит.

Третий путь


Сайт PenzaInform, как ни странно, умудрился занять некое серединное положение. То, что посещаемость его превышает пограничное значение, легко убедится любой пользователь Всемирной информационной паутины, но на всякий случай вот скрин:



Впрочем, опять-таки, сия мера имеет не императивный, а диспозитивный характер. Тем, не менее, PenzaInform явно использует привилегии, предусмотренные именно для зарегистрированных сетевых изданий, каковым оно не является.

Начать с того, что на самом сайте красным по белому заявлено: «Пензенское информационное агентство». Как ИА «ПензаИнформ» обозначеной в документах, например, в пользовательском соглашении.

И все бы ничего, но согласно ст. 23 Закона «О СМИ» в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Получается, администрация сайта, которая не может не знать об указанных нормах, сознательно вводит своих читателей в заблуждение? Оказывается, не только читателей.

Как иначе объяснить тот факт, что взаимодействие ИА «ПензаИнформ» с органами власти Пензенской области и города Пензы строится на условиях, предусмотренных для зарегистрированных средств массовой информации, например, приглашение на официальные встречи, брифинги, мероприятия? Мы не имеем возможности проверить, получали ли представители сайта аккредитацию на некоторые из таковых мероприятий, но их присутствие, как минимум, предполагало наличие оной.

Возможные последствия


Мы не имеем ни полномочий, ни намерений оценивать правовой статус PenzaInform. Но, на наш взгляд, в сложившейся ситуации уместен вопрос о том, что сайт PenzaInform фактически является незарегистрированным СМИ.

Для сведения, изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотреначастью 1 статьи 13.21 КоАП (штраф на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей с конфискацией предмета правонарушения; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей с конфискацией предмета правонарушения; на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей с конфискацией предмета правонарушения). Или закон у нас не для всех?

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи