Кому руководить «Безопасным городом»: эффективные менеджеры против неэффективных
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Нравится это нам или нет, но время дворников со свистками позади. Медведи-милиционеры не будут ездить мимо волка-хулигана на мотоцикле с коляской каждые три минуты. Если мы всерьёз хотим говорить о развитии городской инфраструктуры, системы безопасности, благоустройстве Пензы — мы неизбежно говорим о «Безопасном городе».

6354.jpg
Охрана правопорядка в классическом стиле

Назовём вещи своими именами. «Безопасный город» сегодня не проект светлого будущего, это объективная необходимость. Ответ на вызовы времени.

Случается крупное ДТП — и мы сетуем, что ДПС не поставило нужных знаков, да недосмотрело за лихачами. Завязалась уличная потасовка – и сотрудники полиции виноваты в том, что не следят ежесекундно за каждым квадратным метром города. А давно ли мы отошли от страшных терактов, подобных взрыву на волгоградском вокзале в декабре 2013 года? Камеры наблюдения тогда стали беспомощными немыми свидетелями разыгрывающейся трагедии.

«Безопасный город» — это реальный инструмент охраны правопорядка и поддержания благоустройства города. Его архитектура позволяет интегрировать в него новые подсистемы и совершенствовать существующие. Каковы его реальные возможности? Судите сами.

На прошлой неделе на заседании Правительства Пензенской области коллектив научно-производственного кластера «Росоператор» провёл презентацию расширенного функционала системы — равнодушным не остался никто из наших министров и зампредов.

Взяв за основу систему «Интегра-планета-4D», разработанную самарской компанией ЗАО «Интегра-С», сотрудники «Росоператора» научили «Безопасный город» многим «фишкам». Вот только некоторые из них:

— Камеры, размещённые по всему городу, отображаются на карте. Оператор может моментально подключиться к любой из них, управлять направлением обзора и зумом. Качество картинки позволяет читать чуть ли не объявления на стенах зданий.

76.jpg

Перекрёсток улиц Дзержинского и Луначарского глазами «Безопасного Города»

— Камеры могут быть настроены на фиксацию конкретных событий. Скопление людей, оставленный бесхозный предмет, вход человека в запретную зону (например, на ж/д пути) и многое другое — всё это система способна распознать без помощи оператора. Последнему нет необходимости безотрывно следить за большим числом мониторов — система сама проинформирует его о возникновении проблем по конкретному адресу.

— Система может отображать положение транспорта и персонала городских служб. В случае чрезвычайных ситуаций (аварий, пожаров и т.п.) оператор легко определит, как оперативно стянуть к месту происшествия необходимые силы.

— Система работает не только с внешним наблюдением. В ней могут отображаться камеры внутри зданий — даже в разбивке по этажам и помещениям. Поэтажный план помещения зданий также может размещаться на карте. Более того, изображение с камер может отображаться не в отдельном окне, проецироваться на саму карту.

58.jpg

Технопарк «Рамеев» глазами «Безопасного города» — снаружи и изнутри

Это лишь малая часть того, что может «Безопасный город» в сплаве с «Интегра-планета-4D». Количество конкретных задач, которые поможет решить система в новом виде, огромно, от контроля автоматических противопожарных систем до своевременного предотвращения преступных действий.

Если говорить проще, городские власти могут подстелить соломку задолго до возможных падений. Не надо быть специалистом, чтобы понять, какие возможности открывает «Безопасный город». Стоит также вспомнить, что система имеет внушительную доходную часть. Так, автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения ежемесячно приносит области доход в миллионы рублей.

Но, разумеется, никакая система не может работать сама. Эффективность управления — тот краеугольный камень, от которого зависит, станет ли она шагом в будущее или повиснет в итоге тяжким бременем среди расходных статей городского и регионального бюджетов. А как раз с этой самой эффективностью у нас серьёзные проблемы.

Внедрением аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Пензенском регионе занимается ГБУ «Безопасный город».

Ещё летом 2016 года руководством учреждения в областную администрацию был представлен доклад, в котором говорилось об излишне громоздкой системе управления проектом. Руководить, координировать, проверять работы по внедрению системы, так или иначе, призваны Министерство строительства и ЖКХ, Управление общественной безопасности и обеспечения деятельности мировых судей в Пензенской области, Межведомственная рабочая группы при Правительстве Пензенской области, МЧС России…

Кто же должен в итоге «рулить» проектом? Именно этот вопрос и обсуждался на упомянутом уже заседании областного Правительства. Была озвучена масса вариантов, в том числе, пока ещё не созданные структуры и ведомства. В целом, у чиновников можно выделить два подхода.

Первый подход предполагает сосредоточить все работы по проекту внутри одной структуры. Одно ведомство призвано осуществлять техническую эксплуатацию, распределение прав доступа к системе другим ведомствам, решать правовые и организационные вопросы. В таком ключе можно истолковать выступления, например руководителя Минпрома Михаила Торгашина, начальника Управления общественной безопасности Валерия Муругова и некоторые другие участников заседания.

Гораздо более современным и эффективным нам представляется второй подход, подразумевающий некое «разделение труда». Он был озвучен, в частности, заместителем Председателя Правительства Андреем Кулинцевым и начальником Управления информатизации Алексеем Костиным. В его рамках предлагалось создать проектный офис, ответственный за реализацию непосредственно технической, наиболее сложной части работ по проекту. При этом доступ к системе будет предоставлен всем заинтересованным ведомствам в пределах их компетенции.

Будущее проекта в руках руководителей губернии. АПК «Безопасный регион» разворачивается по всей стране. Хочется верить, что Пенза, обладающая сильнейшей командой исполнителей, не окажется в списках аутсайдеров из-за того, что чиновники не смогли построить рациональную систему управления проектом.

Фото МНПК «Росоператор»

 


Похожие статьи