Информатика в школе: готова ли Пенза ответить на вызовы современности?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Строить обучение программированию на основе Бейсика или Паскаля сегодня всё равно, что вместо английского языка изучать кельтский. Тем не менее, в большинстве школ Пензы и области на уроках информатики преподаются именно они.

Программирование на рынке труда сегодня востребовано. Молодые люди даже с относительно небольшим опытом работы могут рассчитывать на зарплату, ощутимо большую, чем «помощник руководителя» или «менеджер по продажам». А ещё, в отличие от вышеназванных позиций, деятельность программиста дает обществу реальный продукт.

Рынок труда ждёт специалистов, работающих с востребованными языками программирования: Java, PHP, C++. Однако курс информатики, как и много лет назад, во многих школах начинается, а, зачастую, и заканчивается изучением языков BASIC и Pascal, разработанных ещё в 60-е годы прошлого века.



Грешат этим и большинство образовательных учреждений Пензы. Оказывается однако, что объективных препятствий для выхода обучения детей программированию на новый уровень в Пензе сегодня нет. Более того, для этого созданы серьезные предпосылки. Почему же воз и ныне там? Об этом нашему порталу рассказал ответственный за реализацию образовательной технологии «Компьютерные науки» в образовательных учреждениях Пензенской области Игорь Борисович Емельянов.

— Игорь Борисович, то, что изучение Бэйсика и Паскаля в школах теряет свою актуальность, это факт или иллюзия?

— Основам программирования на этих языках ребенка научить можно. Но только этому, и все. Создать с их помощью реальный продукт невозможно. Единственное, что ты можешь с ними — сдать ГИА, поучаствовать в олимпиадах, и то не факт, потому что многие олимпиады от них отказываются.
Сегодня эти языки вполне заменяются визуальными средами программирования, например, популярный ныне «Скретч». Он позволяет вполне успешно решить образовательные задачи. Использование таких инструментов это не только полезный навык для детей, которые хотят стать программистами, это сделает изучение информатики более интересным и привлекательным для любого школьника.

— Что делается для обновления школьной программы?

— Как известно, Израиль является одним из лидеров в сфере IT-разработок. Поэтому в 2012 году по приглашению губернатора Бочкарева в Пензу прибыла делегация наших израильских коллег (Зэев Фрайман, Евгений Канель), которые познакомили нас с применяемой ими методикой обучения современным языкам программирования. Было принято решение попытаться внедрить эту методику, и с 2012 по 2016 год в области реализовывался образовательный проект «Компьютерные науки». В 2016 году он получил статус образовательной технологии, и любая школа может смело брать ее себе на вооружение.

«Компьютерные науки» подразумевает обучение работе на языке Java: знакомство с основами, затем разработку приложений для «настольных» операционных систем, и на завершающем этапе — мобильных приложений.

На сегодняшний день все методики, все планы занятий готовы к использованию. Дважды в год проводится международная Олимпиада по программированию на Java с участием школьников из Израиля, в апреле проходит регулярный смотр разработок для мобильных операционных систем.

Помимо собственно изучения языка, учащиеся развивают логическое мышление, развивают абстрактное мышление, знакомятся с реальной профессией программиста. Если честно, за то время, что я работаю с этой технологией, я не обнаружил ни одного минуса, который влечет ее реализация.

— И насколько активно применяется эта технология на практике?

— Сейчас «компьютерные науки» действуют в 47 школах области. Что характерно, сельские школы гораздо охотней берут ее на вооружение. В самой Пензе технологию используют только около десяти школ.

— Это не самые высокие показатели. Может, не хватает помощи со стороны чиновников от образования?

— Как раз наоборот. Всё, что могли сделать наши руководители, они уже сделали. Компьютеры стоят практически во всех школах, даже в отдаленных деревнях. Вполне пригодные для работы и в достаточном количестве. Министерством согласованы все формальные вопросы. Институт регионального развития всячески поддерживает. Общественные организации тоже сотрудничают с нами, так же Ассоциация разработчиков программного обеспечения города Пензы; есть договоренность с созданным недавно в Пензе Фондом развития информационных технологий о предоставлении ценных призов для одаренных детей в следующем учебном году.

— В чем же тогда проблема?

— Надо работать. Надо организовать профильное деление классов, надо составлять нелинейное расписание. А это головная боль директора, это головная боль завучей. Дополнительных денег это не приносит. Не все хотят заниматься этими делами.

Многие учителя информатики тоже не готовы с ходу начать преподавать по новой методике. Нужно выучить язык, понять особенности работы с ним, разобраться углубленно — не может же учитель с учеником заниматься по одному учебнику. Но и этого мало, надо постоянно следить за всеми новыми разработками. Учебники двухлетней давности уже не актуальны. Требуется постоянно быть в теме.

У нас есть учителя с энтузиазмом, которые готовы взяться за эту работу. Мы поддерживаем постоянные контакты. Проводим мероприятия. Прежде семинары я проводил сам, сейчас Ассоциация разработчиков ПО готова выделить нам пару практикующих программистов. Обмениваемся международным опытом — с тем же Израилем. Я не знаю других технологий, при реализации которых идет настолько интенсивное международное общение. И профессиональный уровень педагогов в области постепенно растет.

Но не все, далеко не все готовы окунуться в этот омут с головой. И, я считаю, вопрос здесь не в финансовых стимулах. Все-таки чтобы быть учителем, учительством надо немного болеть.

— А если сравнивать нас с другими регионами?

— Скажу так: мы не умеем пиариться. Читал недавно статью: Мордовия впереди планеты всей по робототехнике. Да у нас же роботы были закуплены Василием Кузьмичем еще 3-4 года назад и в достаточном количестве! У нас проводится Робофест. У пензенских ребят первые места по роботам на всероссийских соревнованиях. Где информация? В той же самой «Учительской газете» где об этом сказано? В других профильных изданиях?

Еще пример. Проводилась Девятая межрегиональная конференция разработчиков ПО SECON’2017. В ней должны были участвовать наши школьники. На Конференции я обнаружил, что около сорока (!) процентов школьников, получивших билеты, на ней отсутствовали. Оказалось, что их просто не отпустили со школы. «Что такое SECON? Зачем он вам нужен?» Как? Об этом же должно быть во всех газетах написано, это мероприятие всероссийского масштаба, там профессионалы со всей страны, там руководство области. А ребенка с урока не отпускают.

Возвращаясь к вопросу о внедрении образовательной технологии. Можно заставить школы активней работать в этом направлении административными методами. Но правильно ли это? А вот если бы наша деятельность имела достойную информационную поддержку, тогда уже не чиновники звонили бы директорам и завучам. Им звонили бы родители с вопросом, почему у нас в школе этого нет? У них бы дети спрашивали, почему в соседней школе друзей этому обучают, а у нас не обучают. Вот это был бы правильный подход.

Похожие статьи