«Детектор транспорта поможет решить проблему пробок в Пензе и за ее пределами»
Мария Сайганова
Мария Сайганова

Сейчас в Пензе нет объективной информации о том, что происходит на городских дорогах. Ответить на вопрос, с какой интенсивностью ходит  транспорт на том или ином участке, вам никто не сможет. А это значит, что сейчас светофоры в областном центре работают, не учитывая загруженности дорог, и, как следствие, возникают пробки, где их могло бы попросту и не быть. Решением этой проблемы в настоящее время занимаются пензенские разработчики. С одним из них — генеральным директором ООО «ДорПроектСигнал» Романом Шамановым — мы поговорили о проекте «Детектор транспорта»,  который может кардинально изменить ситуацию на пензенских дорогах.

 — Расскажите, что собой представляет «Детектор транспорта». 

—  Он умеет распознавать в потоке транспортное средство и определять его тип (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус и мотоцикл); отслеживать траекторию движения автомобиля в кадре и определять направление в котором он движется дальше; вести подсчет всех проехавших через перекресток и находящихся в кадре автомобилей. Самая главная его фишка — это умение определять траекторию движения.

Те детекторы, которые сейчас устанавливают на дорогах, умеют подсчитывать количество автомобилей по полосам движения, но определить, откуда автомобиль подъезжает, и в каком направлении собирается двигаться дальше — не умеют.

Наш детектор дает возможность прогнозировать, какой поток будет прибывать к следующему перекрестку. Это очень важно при управлении группой перекрестков со светофорным регулированием.

— Почему возникла необходимость в разработке данного детектора?

— Основная проблема в том, что нет информации о распределении транспортных потоков по сети города. Эта информация необходима при принятии решений по управлению светофорами в рамках всей транспортной сети, а не отдельных перекрестков.

Наше устройство позволяет получить ответ на вопросы: какая  интенсивность у соседних перекрестков, какой поток прибывает к проблемной зоне и за счет чего его можно уменьшить. Это позволяет избежать транспортных заторов или уменьшить их размеры.

— На какой стадии находится разработка этого проекта?

— В ближайшее время планируется тестирование детектора в полевых условиях на реальной сети города. В процессе работы будут выяснены все нюансы его использования, апробированы все технические решения.

 Одно дело, когда устройство работает в лабораторных условиях, и совершенно другое, когда в городе. Там и ветер может колебать камеру, и солнце засвечивать ее, и ракурс камеры может быть совершенно разным. Для того, чтобы проект довести до промышленного использования, как раз все эти процедуры должны пройти.

— Кто работает над проектом? 

—  Сотрудники ИТ-компании «CodeInside» (один из ведущих производителей программного обеспечения в Пензе) в сотрудничестве с кафедрой «Вычислительной техники» Пензенского госуниверситета и их научными сообществами.

— По сути, вы хотите решить такую глобальную задачу, как исчезновение пробок?  

— Если смотреть глобально, то да. Мы  хотим, чтобы люди перемещались на общественном транспорте, на автомобилях, совершали поездки за меньшее время. Есть такая характеристика — уровень транспортного обслуживания. Вот эти системы с адаптивным управлением, по большому счету, они и решают вот эту задачу. Разрабатываемое устройство как раз должно повысить эффективность этих решений.

— Возможно, задам наивный вопрос. Но если детектор сможет определять направление транспортного средства,  он может помочь вычислить преступника?

— Нет. Это работает в том случае, если отслеживать номер автомобиля. Здесь его нельзя отследить, ракурс установки камеры не позволяет это сделать. Номер может быть распознан, если есть определенный угол между камерой и номером, тогда это можно сделать. Но здесь изначально ставилась задача именно отследить направление движения в пределах перекрестка.

Кстати, наш проект позволит существенно сократить затраты на те же датчики детектора транспорта, потому что с помощью одного устройства можно контролировать весь перекресток, обычно для этого требуется 3 или четыре устройства.

— А какова стоимость одного такого устройства?

—  От 250 до 450 тысяч рублей. 

— Проект планируется реализовать только в Пензе?  

— Мы рассчитываем, что Пенза будет стартовой площадкой, где будет апробирована эта технология. Дальше, надеемся, что пойдет процесс масштабирования. И я сейчас говорю не только про конкретный детектор транспорта, а про всю инфраструктуру, которая связана с оптимизацией  управления транспортного потока. Это является очень важным элементом, и потребность возникла как раз именно в рамках этой работы.

— Есть ли аналоги, или это уникальная разработка?

—  Над похожим проектом работают ребята из Казани, но они делают акцент на самом сенсоре детектора, а мы занимаемся созданием всей системы управления. Она завязывается на механизмах оптимизации транспортной модели. Попадалась также аналогичная разработка за рубежом.

— Когда можно будет понять, что проект «выстрелил»?

— Говорить, что проект «выстрелил» можно после того, как  устройство будет запущено в полноценную эксплуатацию и заключен контракт на его поставку. Если городская власть поймет, что внедрение этого проекта необходимо для Пензы, то он будет запущен, в лучшем случае, в конце этого года или начале следующего. Уверен, что после Пензы этим проектом заинтересуются и в других регионах. 

Похожие статьи