ВЫБОРЫ-2018: ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ, ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ
Журналист
Журналист
Что ни говори, а все же главной темой политической темой, кроме событий в Сирии и Украине, остается президентская кампания в России.



Что будет


И несмотря на то, что населению усиленно втирается вполне годная мысль о том, что результаты выборов предрешены заранее, этот фарс по привычке и долгу службы играют все — и фейковые кандидаты, и социологические службы с их немыслимыми рейтингами, и журналисты, как профессиональные, так и доморощенные. Ведь Конституцию еще никто пока не переписал, и надо, как говорится, соответствовать.

На прошлой неделе мой коллега Максим Денисов на основании рабочих выкладок своего любимого пензенского политолога Анатолия Бодрова сделал материал, из которого явствовало следующее. Опрошенные в конце декабря — начале января пензенцы считают, что вне зависимости от того, как они проголосуют, от 69 до 71 процента голосов получит кандидат Путин В.В. В копилку же остальных соискателей президентского кресла будет положено где-то от нуля до трех процентов.

Удивительно странным, а может быть, и нет, образом эти опросы точно коррелируют с недавней информацией РБК о том, как в конце декабря прошлого года первый зам главы администрации президента г-н Кириенко на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике заявил, что основной кандидат должен победить на выборах «при очень высокой явке — 70 процентов» и с таким же результатом. Участники мероприятия уточнили, что за основного кандидата — Путина В.В. — должны отдать голоса как минимум половина избирателей.

Ну, о том, кто будет победителем, уже сегодня знает даже Гугл, а при отсутствии захватывающей интриги следить за всем этим действом не так интересно. А вот действительным камнем преткновения для кандидата, разнообразных избиркомов и местных администраций может стать низкая (а возможно, и рекордно низкая) явка избирателей. Гораздо более интересным итогом может стать уровень протестного голосования, а точнее, не голосования. Именно он определит реальный уровень поддержки власти народом.

И, по видимому, полемика сторонников Того, Кого Нельзя Называть по Имени о том, идти или не идти, брать бюллетень или не брать, и если брать, то уносить с собой или портить — отнюдь не праздные дебаты, хотя бы потому, что ребята решают чисто технические вопросы.

Что было


И все равно, делать стопроцентные прогнозы касательно результатов будущих выборов, даже несмотря на их предопределенность, — из разряда гадания. Зато можно вспомнить, насколько пензенцы активничали на предыдущих президентских выборах. И за кого голосовали на протяжении всего четвертьвекового периода, скажем так, демократических преобразований. Вообще же стоит сказать, что ход мыслей и предпочтения рядового российского и пензенского в том числе избирателя всегда трудно поддавались критическому анализу.

Вот, например, в мартовском 1991 года референдуме 75,91 процента голосовавших в Пензенской области при 84-процентной явке высказались за сохранение СССР 75,91 процента (в целом по России — 71,34 процента).

А спустя три месяца, на первых выборах президента РСФСР (которая на тот момент еще была республикой в составе СССР) за действовавшего председателя Верховного Совета республики и сепаратиста Бориса Ельцина проголосовало 61,28 процента пензенцев (по России — 57,3 процента).

Нет нужды говорить, что тогдашние 70 процентов по сравнению с нынешними, о которых так кстати напомнил г-н Кириенко — это примерно как сравнивать производимые в то время молокопродукты с их нынешними аналогами.

Да, Пенза и вся страна поначалу любили Бориса Николаевича. Сердцем любили, не умом. Но к 1996 году, после чековой приватизации и итогов залоговых аукционов, как-то перестали. Особенно Пенза.

Первый тур президентских выборов здесь закончился совершенно провально для власти: на первое место вышел Геннадий Зюганов (51,35 процента), на второе — Борис Ельцин (21,12 процента).



При этом страна в целом проголосовала чуть иначе: 35,28 процента за Ельцина и только 32 — за Зюганова. Дошло до того, что даже тогдашний губернатор Анатолий Ковлягин, никогда не скрывавший своей «левизны» и несмотря на предпочтения жителей области, открытым текстом поддержал Ельцина.



Ну, а второй тур, как известно — это вообще-то «Секрет тропиканки». Несмотря на то, что до сих пор многие уверены, что на самом деле тогда победил Зюганов, официальные результаты по стране выглядели так: 53,82 процента за Ельцина, 40,31 — за Зюганова.

Пенза же и во втором туре стояла на своем: 35,5 процента за Ельцина, 58,95 — за Зюганова. Кстати, о явке: в целом по стране проголосовало 68,88 процента от общего количества избирателей, в Пензенской области — 72 процента.



Что стало


Ну, а дальше перчинка из такого увлекательного процесса, как выборы президента страны, начала постепенно исчезать. Власть научилась работать с электоратом, электорат привык прощать и брать, что дают. 5 января 2000 году операция «Преемник» на территории Пензенской области закончилась сравнительно блестяще, несмотря на то, что Зюганов вновь получил здесь почти на четверть голосов больше, чем в целом по стране —– 38 процентов.
Зато показатели премьера Путина почти совпали с общероссийскими — 49,35 против 52,94 процента. Как отметила тогда одна из местных газет, «Пенза лишилась красного пояса по политической борьбе». Явка: 68,64 процента по стране, 70 — по Пензенской области.

Еще дальше — простая статистика побед «основного кандидата», в ходе которых – о, чудо! — общероссийские и местные результаты выборов начали заметно выравниваться. Выборы 2004 года: Путин набрал 71,31 процента по стране, 64,56 процента — по области.

Выборы 2 марта 2008 года, операция «Преемник-2»: Медведев набрал 70,28 процента по стране, 70,16 процента — по Пензенской области. А его основной соперник, недавний любимец пензенской публики Геннадий Зюганов — каких-то 19 процентов, что всего лишь на 1,3 пункта больше его общего результата по стране. Явка — около 70 процентов по России, чуть меньше в Пензенской области.

И наконец, выборы 4 марта 2012 года, «Возвращение президента». Впервые в новейшей истории процент проголосовавших за «основного кандидата» в нашем регионе превысил показатели по России: 64,27 процента голосов, отданных за Путина по области против 63,60 по стране. Явка избирателей по области 68,12 процента — абсолютно такая же, как в 2008 году, по России в целом — 65,3 процента.

Чем сердце успокоится


Тенденция, однако. Перефразируя поэта, можно сказать: при цифре 70 с меня в момент слетает хмель. Так что не исключено, что в нынешнем марте в нашем регионе эта заветная цифра, то есть, конечно, число, озвученное г-ном Кириенко (не с потолка же он его взял), будет достигнуто. По крайней мере, по показателям избирательной активности — точно.

А как и чем будут голосовать избиратели Пензенской области — головой, сердцем, желудком или еще чем-нибудь — это их личное дело. А последить за всем этим будет, конечно, интересно.
Источник фото: http://polit.reactor.cc/all/4922, С. Елкин

Похожие статьи