СЕНТЯБРЬСКИЕ КАДРОВЫЕ ЧИСТКИ: ТРЕНД ИЛИ НАЗРЕВШАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?


СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Это, конечно, распространенное и устоявшееся заблуждение, но глава региона не вправе снимать или назначать руководителей районов. Рекомендовать — пожалуйста. Сам он, кстати, хорошо это понимает, и поэтому 13 сентября в своем «Твиттере» не написал, к примеру, что уволит к чертям господ Березина и Саванкова, а лишь о том, что «главы администраций Городищенского и Башмаковского районов освободят свои посты».
Так и случилось. В течение четырех дней, с 25 по 28 сентября, та же судьба, кроме упомянутых двоих, постигла руководителей Малосердобинского и Наровчатского районов Александра Макушкина и Александра Водопьянова. Но все это произошло не по злой воле губернатора, как все это себе представляют, а по решению депутатов. Так и написано на всех официальных сайтах указанных районов, как под копирку: «Депутаты Собрания представителей N-ского района прекратили полномочия главы администрации в связи с истечением срока контракта».
Да, районные депутаты не первое десятилетие играют в представительную демократию, путь к которой им указал ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». И, по прямой аналогии с областным центром, главу района выбирают из своего числа, а уж с главой районной администрации заключают контракт, формально являясь его прямым работодателем. Это к вопросу о второй ошибке новостных сайтов. В настоящее время во всех районах, лишившихся своих генеральных менеджеров, объявлен конкурс на замещение вакантной должности и обсуждаются проекты контрактов.
ПРЕРОГАТИВА ГУБЕРНАТОРА
Согласитесь, отставка по чьему-либо желанию и по истечении срока контракта – понятия разного жанра. Но все сказанное выше, конечно, формализм чистой воды, и последнее слово, как при наложении вето, так и согласии, всегда должно оставаться за главой региона. Правда, нужно учесть, что времена меняются, и свои политические и экономические элиты существуют, маленькие, в каждом районе. И их устойчивость, и глубина корней, пускаемых очередным главой, с некоторого времени зависит уже не только от расположения губернатора, но и от податливости депутатского корпуса, и от степени интереса, который представляет данный район для той или иной финансовой группы.
Впрочем, то, что Белозерцев обладает политической волей в решении кадровых вопросов, возможно, не все еще поняли, а кое-кому в ближайшем будущем понять это еще только предстоит. Особенно теперь, после визитов не последних людей государства в Пензу и недавних выборов в Законодательное собрание, результаты которых, скажем условно, окончательно легитимизировали нахождение губернатора у власти.
А то, что руководители районов могут лишиться места и без банального «окончания сроков контракта», подтверждает сравнительно недавняя история с отставкой главы администрации Иссинского района Александра Кулигина. Вместо того, чтобы присутствовать на видеоконференции губернатора с главами районов, тот праздновал день рождения друга. Но, как обычно случается, это был лишь предлог. 12 мая Белозерцев сообщил:
«Я в прошлом году высказывал претензии к работе главы администрации Иссинского района, я говорил — занимайтесь поддержкой бизнеса, созданием рабочих мест. На следующей неделе главы Иссинского района не должно быть на занимаемой должности. От таких глав районов я буду освобождаться, особенно в 2017 году. Глава района должен развивать, радеть за район, за развитие сельского хозяйства, создавать рабочие места, ремонтировать дороги, решать вопросы по обращениям граждан».
А через пять дней районные депутаты на внеочередной сессии удовлетворили заявление главы о досрочном освобождении его от должности по собственному желанию.
«ОСОБЕННО В 2017 ГОДУ…»
После этой многообещающей фразы сколь бы то ни было громких отставок на региональном уровне общественность ждать устала. И вот вам, пожалуйста — сразу четыре. Как сообщил тот же портал, «перед выборами Иван Белозерцев избавляется от «бочкаревского наследия», чего не решался сделать два года». Написано так, как будто подразумевается, что все, кто сел в кресла районных администраторов еще при Бочкареве — сплошь негодяи и саботажники. К тому же, как нам кажется, не «перед выборами», а после выборов, по причине, упоминаемой выше. Хотя и перед выборами тоже.
Кстати, Василий Кузьмич, какой бы жуткой сегодня не рисовалась его эпоха, от «ковлягинского наследия», по крайней мере, в районных администрациях, пачками никогда не избавлялся. Специально подняли архивы: за четыре первых месяца после избрания Бочкарева губернатором — с апреля по июль включительно — лишились должности главы администраций четырех же районов: Никольского, Белинского, Земетчинского и Сосновоборского. В августе — Вадинского, в сентябре — Нижнеломовского, далее по порядку.
Там глава слетал в месяц, здесь — в день. Это, буквально, новый рекорд, и многие ожидают, что не последний. Сегодня кто-то хочет найти у Белозерцева если не сходство, то параллели с прежним губернатором, и даже упрекает его, если таковых не находится. Но та эпоха, к счастью или сожалению, ушла. Кто-то говорит, что Белозерцев пытается нагнать упущенное, и эта попытка удачно совпала с общефедеральным трендом на омоложение и технократичность региональных администраторов.
Да пусть даже так, ведь ротацию кадров еще никто не отменял. А мотивы её пусть будут самые разные. Особенно в 2017 году.