Самый влиятельный в Пензенской политике. Очень важная персона-XII
Журналист
Журналист
На сайте газеты «Улица Московская» появился интересный аналитический материал за авторством Валентина Мануйлова, который мы публикуем в сокращении. Думаем, что и нашим читателям он покажется весьма занимательным.



Рейтинговое исследование «Топ-30 влияния» было приурочено к двухлетней годовщине избрания Ивана Белозерцева губернатором Пензенской области и проведено ИРП после выборов в Законодательное Собрание и определения фигуры, которая будет представлять нашу область в Совете Федерации. Но также и в преддверии предстоящих в марте президентских выборов, и на фоне обострившейся в регионе борьбы бизнес-групп за ресурсы. Результаты исследования подтвердили гипотезу о расстановке сил на политической сцене региона. Но и преподнесли ряд открытий.


Конкурентные преимущества


Самый важный вывод состоит в том, что усилилась или стала выше конкурентность на политическом рынке региона. Собственно сама борьба на этом поле все еще недостаточно прозрачна и видна, но, благодаря оценкам и отдельным комментариям экспертов, становится ясно: за два года губернаторства Белозерцева произошло оживление фигур, борющихся или просто работающих в региональном политическом пространстве.
Это заметно не только по информационным потокам и той борьбе, что разворачивается пока преимущественно в Интернет-пространстве, но прежде всего по тому, как свободно, естественно, хотя все еще и с оглядкой на прошлый опыт, ведут себя лидеры.



Соответственно, все это нашло отражение в оценках, которые эти персоны получили от экспертов.  Самое главное – большинство фигур, вошедших в топ-30, сильно увеличили свой средний балл, сравнительно с предыдущим исследованием мая – июня 2015 г., что явно свидетельствует о высокой активности этих персон в политическом пространстве. Можно выделить среди них две группы.

Мощный рывок совершила группа из 9 человек, из которых пятеро представляют бизнес-элиту, а четверо относятся к административно-политической элите.

Дмитрий Лаврентьев: в 2015 г. его влияние эксперты оценили на 1,47 балла, сегодня они дали ему уже 6,53 балла, рост составил 4,44 раза.
Вадим Боринштейн: было 1,5 балла, стало 6,04 балла, рост 4 раза.
Владимир Подобед: было 1,62 балла, стало 4,83 балла, рост в 2,98 раза.
Сергей Егоров: было 1,65 балла, стало 4,81 балла, рост 2,9 раза.
Сергей Есяков: было 2,12 балла, стало 6,18 балла, рост 2,9 раза.
Лариса Рябихина: было 2,73 балла, стало 7,1 балла, рост 2,8 раза.
Валерий Беспалов: было 1,91 балла, стало 4,84 балла, рост 2,53 раза.
Рафик Ибрагимов: было 2,5 балла, стало 6,14 балла, рост 2,45 раза.
Михаил Дралин: было 2,24 балла, стало 5,0 балла, рост 2,23 раза.

Ощутимый подъем в части признания влияния характерен для группы из 10 человек. В ней уже меньше предпринимателей, по преимуществу это представители административно-политической элиты.

Валентин Мануйлов: было 2,97 балла, стало 5,73 балла, рост 1,9 раза.
Константин Волков: было 2,38 балла, стало 4,42 балла, рост 1,85 раза.
Сергей Жулябин: было 2,85 балла, стало 5,14 балла, рост 1,8 раза.
Валерий Лидин: было 3,79 балла, стало 6,94 балла, рост 1,8 раза.
Олег Трошин: было 3,68 балла, стало 6,13 балла, рост 1,66 раза.
Юрий Рузляев: было 4,12 балла, стало 6,52 балла, рост 1,58 раза.
Дмитрий Каденков: было 2,76 балла, стало 4,22 балла, рост 1,5 раза.
Наталья Канцерова: было 4,15 балла, стало 6,21 балла, рост 1,5 раза.
Виктор Кувайцев: было 4,38 балла, стало 6,46 балла, рост 1,47 раза.
Вадим Супиков: было 4,82 балла, стало 6,19 балла, рост 1,28 раза.

Несущественный рост показали Александр Гуляков (было 5,0 балла, стало 5,52 балла, рост 10%) и Роман Чернов (было 4,29 балла, стало 4,94 балла, рост 15%). Отсутствие роста показал рейтинг губернатора Ивана Белозерцева (было 8,76 балла, стало 8,74 балла).

Существенным фактором новой конфигурации региональной элиты стало вхождение в топ-30 новых людей. Целая группа – 12 человек – буквально ворвалась в группу влиятельных.

Прежде всего, конечно, это начальник Управления ФСБ Сергей Сизов (6,75 балла и 4 место в рейтинге влияния) и Олег Мельниченко, работавший ранее заместителем полпреда Михаила Бабича, а ныне определенный в сенаторы от Законодательного Собрания (6,66 балла и 5 место в рейтинге влияния). Для сравнения: в мае-июне 2015 г. Олега Мельниченко в качестве фигуры влияния для Пензы упомянули всего лишь 8 экспертов и оценили они его влияние в 1,12 балла. Так что нынешний опрос зафиксировал рост влияния Мельниченко в 5,9 раза. Взлет, можно сказать, влияния.

Хотя, по имеющейся информации, еще летом этого года он будто бы был готов довольствоваться креслом ректора Пензенской государственной технологической академии. И об этом имела место договоренность между полпредом Бабичем и губернатором Белозерцевым.

Так что, надо понимать, каково было изумление Белозерцева, когда ему из Администрации Президента указали на Мельниченко как на угодного ей кандидата в члены Совета Федерации. В этой же группе премьер Николай Симонов (6,06 балла и 14 место в рейтинге), вице-губернатор Валерий Савин(6,04 балла и 15-16 место). Для сравнения: по результатам исследования февраля-марта 2010 г. Валерий Савин, в то время вице-премьер, получил 4,38 балла в рейтинге влияния и занял 21 место.

Здесь же вице-премьер Василий Трохин (5,36 балла и 20 место) и вице-премьер Андрей Кулинцев (5,08 балла и 22 место), также и спикер Пензенской городской Думы Валерий Савельев (4,54 балла и 30 место).
В группе «новых людей» три известных и, надо думать, крупных предпринимателя. Но если Рашид Хайров (35 место в рейтинге влияния) и Ильдар Акчурин (42 место) по результатам предшествующего исследования находились вблизи от «тридцатки», то Сергей Лисовол в мае-июне 2015 г. имел в активе только два упоминания в качестве фигуры влияния.

Оценка влиятельности Хайрова выросла в 3,76 раза (было 1,29 балла, стало 4,86 балла). Влиятельность Акчурина выросла в 5,37 раза (было 0,91 балла, стало 4,89 балла).И это понятно. За ними масштабный и развивающийся даже в условиях кризиса бизнес.

А вот влияние Сергея Лисовола, по оценкам экспертов, выросло в 23,8 раза (было 0,24 балла, стало 5,71 балла). И за этим рывком стоит не только масштабный бизнес строительной группы «Рисан», но и плотные партнерские связи Лисовола с членами губернаторского клана.

Одни наши эксперты указывают на то, что Сергей Лисовол близок к губернатору Ивану Белозерцеву еще с тех времен, когда Белозерцев был молодым и начинающим председателем Пензенской городской Думы, а Лисовол был таким же молодым депутатом. При этом они отмечают, что Лисовол – редкий дипломат, каких поискать в Пензе, с хорошими связями в Москве, по натуре боец, с харизмой.

Возможно, не вполне оценен тем же губернатором. Во всяком случае версия о том, что Лисовол будет лучшим, нежели Кувайцев, мэром для Пензы, время от времени находит подтверждение в разговорах с членами бомонда.



Другие эксперты полагают, что Белозерцев определил в наставники Лисоволу или, вернее, в связного, через которого Лисовол может решать вопросы на высоком уровне, Ларису Рябихину.  Именно она и есть та фигура, благодаря административному влиянию которой повысил свое влияние Сергей Лисовол. Повысил, по версии наших экспертов, в части возможностей решать вопросы для бизнеса.

Но если принимать во внимание растущий интерес Лисовола к решению вопросов своего бизнеса, то я снимаю свое летнее предложение сделать Лисовола мэром Пензы. Здесь такой конфликт интересов может возникнуть, что пусть уж лучше Кувайцев остается.

Люди на пороге


Среди тех участников рейтинга, кто находится на подходе к «тридцатке» в рейтинге влияния, можно выделить две группы. Первая – это ветераны государственного управления: министр здравоохранения Владимир Стрючков (4,88 балла при том, что его назвали в качестве фигуры влияния 8 экспертов из 39) и министр строительства Александр Гришаев (его упомянули 6 экспертов, и он получил 5,83 балла).

В этой же группе и председатель Пензенского областного суда Виктор Трифонов (его в список влиятельных персон включили 10 экспертов, и у него в активе 5,4 балла). К ним можно отнести и Жиганшу Туктарова, неформального лидера ЛДПР, делового человека и депутата. Его в число фигур влияния определили 8 экспертов, и у него в зачете 5,38 балла. А вот у Николая Тактарова, вновь избранного вице-председателя городской Думы, – 4,75 балла.



Вторая группа весьма неоднозначна по составу. В ней предприниматель и депутат Законодательного Собрания Олег Кочетков (28-30 место в рейтинге признания и 31 место в рейтинге влияния с 4,5 баллами).
Здесь же растущий и пользующийся доверием губернатора вице-премьер Олег Ягов (36-41 место в рейтинге признания и 4,56 балла в рейтинге влияния).

Но, пожалуй, ключевыми фигурами вблизи от топ-30, которые на самом деле играют очень приличную или в ряде случаев решающую роль в принятии решений, что исходят от губернатора, являются Владимир Полукаров, вновь избранный депутат Законодательного Собрания, и Александр Белозерцев, чей статус в иерархии определяется тем, что он – старший сын губернатора.

В рейтинге признания Полукаров разделяет 36-41 место наряду с Вячеславом Космачевым, Юрием Ильиным, Иваном Фирюлиным и Олегом Яговым. В рейтинге влияния у него 5,44 балла. И с таким результатом, если бы в качестве фигуры влияния его назвали бы 14 экспертов из 39, Полукаров опередил бы вице-премьера Василия Трохина и занял бы 20 место следом за Гуляковым. То есть у Владимира Полукарова есть потенциал для роста. 

На мой взгляд, наиболее оптимальным было бы использование его знаний и рекомендаций для губернатора, если бы он занимал должность руководителя аппарата.  В этом случае решения, что отсюда исходят и транслируются на региональную элиту, наверняка приобрели бы больше прагматизма или здравого смысла. И в отношениях в чиновничьей среде стало бы меньше нервозности.

В том, какую роль играет или может играть старший сын губернатора Александр Белозерцев, мнения экспертов слегка расходятся. Одни полагают, что давно пора вывести его из тени, дать ему формальную должность, на которой он мог бы помогать отцу.

Ведь у того же Бочкарева, в отсутствие сыновей, были топ-менеджеры Александр Пашков и Роман Чернов, которые в глазах бомонда имели репутацию или статус «сыновей». И он совершенно по-отцовски с ними обходился – когда хвалил, а когда и порол.

Фактор личности


Что касается госпожи Рябихиной, то ее неслучайно называют серой королевой. В рейтинге признания она разделила 5-6 место с премьером Николаем Симоновым, а в рейтинге влияния заработала у экспертов 7,1 балла и заняла 2 место.

Именно на нее губернатор Белозерцев возложил роль первого визиря, через которого он транслирует свои команды и через которого члены элиты должны передавать свои просьбы к губернатору. Она благополучно отодвинула от Белозерцева других членов его управленческой команды, в частности, Валерия Савина, Николая Симонова, Василия Трохина.

Однозначно, что сегодня, в ситуации роста конфликтов на поле бизнеса и политики региона, Ивану Белозерцеву приходится сложно маневрировать и лавировать, и соответствовать интересам разных бизнес-групп и персон.

Тот факт, что практически у всех участников группы «топ-30» вырос средний балл в рейтинге влияния, говорит об уплотнении политического пространства.  Также и о том, что в ближайшие год-два усилится конкуренция за влияние на губернатора и его окружение. Вопрос в том, выдержит ли такую нагрузку и сам Иван Белозерцев и его «защитница-мать» Лариса Рябихина.

В числе предпринимателей, что могут через год ворваться в «топ-30», я бы назвал Олега Фомина, за которым стоит целая бизнес-группа, не только холдинг «Дилижанс». У него уже есть собственный медиа-ресурс. В его команде молодые и амбициозные менеджеры. Олег Фомин показал себя и стратегом, и тактиком.  Так что те 5 баллов, что он получил от экспертов в текущем исследовании, могут через год или два вполне трансформироваться за счет новых успехов Фомина в 6,5 баллов. И тогда в рейтинге влияния он выйдет на уровень Дмитрия Лаврентьева.

Источник фото: http://www.zspo.ru,http://www.pgduma.ru/

Похожие статьи