Мысли с оппозиционного митинга: две хороших, две — не очень
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
С прошедшего рядом со стадионом «Первомайский» митинга я вернулся со смешанными чувствами. В прошедшем мероприятии были и хорошие моменты, и плохие. Правда, хорошие носили характер более симптоматический: относительно большое количество участников, относительно малый удельный вес людей в форме. А вот минусы были более конкретными, если можно так сказать, технологическими.

01. Флаг. В заголовок.jpg


Стадион рядом со стадионом


Оппозиционный митинг собрал достаточно большую аудиторию. Отведенную для мероприятия площадку окружало металлическое ограждение с одним единственным проходом. Зачем потребовался этот кордон? Ответом служила группа девушек-полицейских на входе, беззастенчиво направлявших камеру в лицо каждого входящего. Большой Брат, по-прежнему смотрит на тебя, не расслабляйся.

Но полный состав участников всевидящему оку охватить не удалось. Далеко не все митингующие уместились в отведенном периметре. Пришедшие размещались вдоль стен и ворот «Первомайского», устраивались на стоящих поодаль железнодорожных вагонах, располагались прямо на траве.

По ходу мероприятия публика все прибывала и пребывала. Как отметил один из ораторов: «Мы собрали целый стадион рядом со стадионом». Визуально оценить количество присутствовавших проблематично, но по субъективным впечатлениям их число вполне могло перевалить за несколько сотен, тем более, учитывая «текучку кадров», мероприятие длилось более полутора часов.

Бросалось в глаза количество молодежи среди собравшихся. Молодые люди, студенты вузов, учащиеся колледжей и даже школьники составляли добрых две трети участников. Хотя с трибуны не раз звучали слова о том, что в стенах учебных заведений имеет место контроль за инакомыслием, молодое поколение не побоялось прийти на мероприятие, посещение которого, как минимум, не поощряется.

Масштаб трагедии.jpg

Плюрализм мнений


Так уж сложилось, что и правые, и левые, и красные, и белые в современной России вынуждены идти в колоннах демонстрантов бок о бок. Манифестуя разные идеи, добиваясь разных целей, они понимают, тем не менее, что только так сегодня они могут обозначить свою позицию.

С трибуны можно было услышать самые разные тезисы: от «правительство — воры» до неожиданного в этом месте «я люблю Путина» (последнее, конечно, не следует вырывать из контекста речи оратора, но ропот в толпе после этого спича звучал еще долго).

Выступавшие от разных движений обошлись без взаимных уколов в адрес друг друга, чем иногда были грешны сплит-митинги прошлых лет.

 «Сегодня здесь собрались представители самых разных взглядов, от коммунистов, до националистов», — констатировали организаторы мероприятия.

Стоит отметить, что при этом в толпе не было никаких проявлений агрессии, ни к инакомыслящим ораторам, ни к конкурирующим группировкам. Фокус недовольства всех участников сошелся на правительстве и одной известной партии.

Не хватает харизмы


В предыдущем абзаце я хотел написать «фокус гнева» — но не стал. Увы, мероприятие выявило и слабые стороны «несогласных». Первая из них — отсутствие на местном уровне ярких фигур, способных не только решать вопросы граждан в административном порядке, но и вдохновить собравшихся на то, чтобы их участие в политической жизни общества не ограничилось единократным посещением митинга.

Мало кто из спикеров мог похвастаться отточенной сценической речью. Представители общественных движений и организаций уверенно приводили факты, но вещали довольно монотонно. «У него даже тембр голоса коммунистический», — отметила стоявшая рядом со мной девушка, когда на сцену вышел представитель левых.
У выходивших к микрофону молодых людей, напротив, чувствовалось волнение. Выступления их носили посыл более эмоциональный, чем фактический, но часто прерывались паузами, выдававшими волнение юных ораторов.

IMG_20170612_131939.jpg

— Я смог! — радовался, сходя со сцены, представитель одного из пензенских колледжей.

— Волновался? — задал я вопрос.

— У меня до сих пор пульс шкалит! — парень приложил к шее два пальца.

На выручку пришли выступавшие «из зала». Заставила толпу притихнуть история тяжело больного Виктора Хорева, рассказавшего, как он борется с системой здравоохранения за свое конституционное право на медицинскую помощь. С интересом слушали слова Артавазда Хачикяна из Каменки, известного своими голодовками в борьбе с властью.

Но настоящим «гвоздем программы» стал колоритный мужчина, представившийся как «дед Александр». Он поведал историю, как внук попросил его рассказать сказку, а герой этой сказки Кощей Бессмертный был явной аллюзией на несменяемую власть в стране.

И все же представителям оппозиции надо отдавать себе отчет, что на одном народном экспромте далеко не уедешь. Можно быть отличным специалистом, можно хорошим руководителем. Но в политическом ремесле важно наличие именно лидера. Иначе посещаемость новых митингов может огорчить организаторов.

Не хватает конкретики


Выступления митингующих дают хорошее представление о том, чем собравшиеся недовольны. Сложнее с вопросом, что делать. Отчасти эта проблема обозначилась во время выхода на трибуну представителя пензенского штаба Того, Кого Нельзя Называть, Антона Струнина. Митингующим был предложен любопытный формат «вопрос-ответ», и они этой возможностью с охотой воспользовались.

— Представим на секунду, что наш кандидат победил на выборах президента. Какие именно действия он предпримет? Программа на сайте довольно-таки поверхностна.

— Программа тезисная — пока. Она будет детализироваться со временем, и ближе к началу президентской гонки там будет все подробно прописано.

Тем не менее, среди предполагаемых мер Антон Струнин отметил переизбрание Государственной Думы с соблюдением демократических процедур, перераспределение бюджетных средств на внутренние нужды за счет сворачивания внешних силовых действий и увеличение налогообложения сырьевых компаний. Ваш корреспондент так же задал свой вопрос выступающему:

— Какие цели в ближайших электоральных циклах преследует конкретно пензенский штаб? Какие события или измеряемые показатели могут быть признаны успешными итогами работы штаба?

— На выборах в Законодательное Собрание мы будем заниматься наблюдением. Наша задача отработать технологии мониторинга выборного процесса. На выборах 2018 года план по процентам пока не стоит. Все очень динамично, ситуация изменяется каждый день, и пока невозможно говорить о каких-то цифрах.

Среди расходящихся с митинга горожан можно было услышать мнение, что митинг не дал ответы на многие вопросы — именно в части сформулированной программы действий оппозиции. Эти два фактора: отсутствие харизматичного лидера и нехватка конкретики в заявлениях, — могут сыграть злую шутку с противниками действующей власти.

Если речь идет о полномасштабном включении в политическую жизнь, об участии в избирательных кампаниях разных уровней, о привлечении новых сторонниках в свои общественные объединения на местах, то оппозиции будет недостаточно простых лозунгов о том, что нынешняя власть погрязла в жульничестве и коррупции. Потенциальные сторонники оппозиционеров — это в основной массе своей как раз те люди, которые стремятся не слепо верить лозунгам, а анализировать ситуацию, рассуждать не категориями культа личности, а конкретными решениями конкретных проблем.

Судя по всему, нынешним оппозиционерам предстоит работа в этом направлении. Причем работа, нужная не только им самим, но всему обществу, как залог политической конкуренции. Потому что конкуренция — это благо. Сама по себе.

Похожие статьи