Кто в Пензе шишку держит? Дилижанс в светлое будущее
Журналист
Журналист
В прошлую пятницу депутат Гордумы Андрей Фомин был-таки удостоен памятного знака «За заслуги в развитии города Пензы». О поощрении ходатайствовала «Корпорация «Дилижанс», гендиректором которой Фомин и является.



Много «Дилижансов»


Обозначим и другие структуры с известным в городе логотипом: ООО «Компания «Дилижанс», «Дилижанс-Оптима» и «Транспортная компания «Дилижанс». Кроме того, что ими руководит Андрей Фомин, их роднит еще кое-что: уставный фонд в размере 10 тыс. рублей и то, что в учредителях значатся экс-депутаты пензенской Гордумы — брат Андрея Владимировича Олег Фомин и известный в узких кругах Олег Тюгаев.

Уголовное дело против г-на Тюгаева, которое в народе прозвали «делом депутатской ОПГ», пензенское СУ СК возбудило в январе 2012 года. Речь шла о незаконном возмещении НДС путем мошенничества компаний, так или иначе подконтрольных Тюгаеву, в результате которых казна недосчиталась более 40 млн. рублей.

Депутат подался в бега, в 2013 году обнаружился в Италии и был арестован сотрудниками Интерпола. В 2014 году СУ СК РФ по ПФО вынесло постановление об отсутствии состава преступления, но в 2015 году пензенские следователи вновь дали ему ход, хотя к тому времени Олег Тюгаев уже получил статус беженца.

Сделки с участием самолетов


Наиболее громкое звучание дело приобрело в связи с членством Тюгаева с совете директоров ЗАО «Саратовский авиационный завод», задолжавшего кредиторам 532 млн. рублей и в августе 2012-го ликвидированного. Но какое нам дело до трижды орденоносного завода? Дело в том, что в биографии пензенского «газелиста», как ласково называли Олега Фомина некоторые саратовские СМИ, есть строка о том, что он работал директором завода в те годы, когда над предприятием сгустились тучи.



Уголовное производство о преднамеренном банкротстве ЗАО «САЗ» и хищении его имущества, возбужденное в феврале 2016 года, продолжается. А вот дело Тюгаева, которое, собственно, и потащило за собой все прочие, не так давно, пусть и без главного фигуранта, завершилось, хотя и не получило широкого освещения в местных СМИ.

«Сделки с участием самолетов происходили в то время, когда Олег Тюгаев был членом совета директоров нашего авиазавода, войдя на САЗ в составе группы пензенских «оздоровителей», в конце концов, уничтоживших стратегическое предприятие, — сообщил в марте текущего года саратовский портал «Бизнес-Вектор» (подробности здесь. — …Самолеты и авиадвигатели вдруг бросились покупать и продавать компании с крайне скромным балансом, прежде не связанные с авиацией, сделки велись в кругу взаимосвязанных участников, оплата шла векселями».

Пензенские «оздоровители»


Издание сообщило, что пятеро обвиняемых по делу Тюгаева возместили ущерб государству в сумме 44 млн. рублей и получили условные приговоры на срок от 2 до 4 лет. В комментах к материалу один из юзеров спрашивает: «А фигурирует ли в этих списках Фомин?», а другой с видом знатока отвечает: «Фомина там нет. Хотя все конторы перечисленные в УД связаны с ним. Просто Тюгаева, который является постоянным бизнес-партнером Фомина, назначили козлом отпущения».

Ну, допустим, не все конторы. Хотя парочка — так или иначе связана. В прошлом году депутаты Госдумы Валерий Рашкин и Ольга Алимова в письме президенту Путину предположили, что действия по ликвидации авиазавода в Саратове «совершались практически той же группой лиц и посредством тех же организаций и схем, которые использовались в установленном мошенничестве при возмещении НДС». Были названы, в частности, СРО арбитражных управляющих «Лига» и ООО «Ди Финанс Групп».

И таки да, согласно данным СБИС, соучредителями «Ди Финанс Групп» Олег Фомин и его тезка Тюгаев значились в одни и те же сроки: с 19.02.2007 по 22.03.2012 гг.

Что касается СРО АУ «Лига», то г-н Фомин возглавлял его до 30 ноября прошлого года, а в бытность его директором САЗа конкурсным управлением завода занимался один из членов «Лиги» Игорь Скляр. Как сообщал портал «Деловой Саратов»: «Ведь кругом свои люди: Олег Фомин являлся председателем совета НП «Лига», а управляющий Скляр находился у него в подчинении, в то время как на заводе они меняются местами, ведь это Скляр поставил Фомина директором».

Бесценный опыт арбитража


«У себя в Пензе Фомин владел маршрутками, а тут вот взялся восстанавливать выпуск самолетов», — продолжал тот же портал. Ну, почему «владел»? Он и сейчас владеет. С той разницей, что в нулевые годы слово «дилижанс» прочно ассоциировалось с его именем, а с некоторых (тех самых) пор стало больше увязываться с именем Фомина Андрея. А значит, и высокую награду получать ему.

Собственно, Андрей Владимирович должен был получить ее за свои заслуги еще три года назад, однако тогда депутаты посчитали поощрение преждевременным. Есть мнение, что награждению воспрепятствовал сам Бочкарев. К тому же «Дилижанс», по мнению наблюдателей, поступил не совсем этично, одной рукой инициировав процедуру банкротства МУП «Пензенские пассажирские перевозки», а другой — требуя поощрить своего руководителя.

На момент объявления банкротства в октябре 2014 года МУП «ППП», задолжавшее 13-ти кредиторам, в том числе «Дилижансу», 355 млн. рублей, обслуживало 24 автобусных и шесть троллейбусных маршрутов, а также 33 дачных. При численности автопарка 190 автобусов большой вместимости и 93 троллейбуса там работало 1 тысяча 640 человек, а доля в перевозках составляла 55 процентов.

В феврале 2015 года Андрей Фомин выступил с гневной отповедью тем, кто называл «Дилижанс» одним из главных виновников безвременной кончины муниципальных перевозок, и заявил, что частники не имеют никакого отношения к банкротству МУП «ППП».

Возможно, так оно и было. Недоумение некоторых, правда, вызвало немедленное назначение конкурсным управляющим МУП «ППП» г-на Гаффанова, члена упомянутой выше «Лиги», где до недавнего времени председательствовал Олег Фомин. Недоразумение было устранено арбитражным судом лишь в августе прошлого года.



За это время конкурсный управляющий, как следует из его отчета, для обеспечения своей деятельности потратил более 15 млн. рублей из средств МУП «ППП». Причем львиная долю платных услуг осуществляли фирмы и физические лица, напрямую или косвенно связанные с «Лигой» либо с упомянутой выше «Ди Финанс Групп».

Приехали


О том, что троллейбусные перевозки в Пензе переданы в частные руки, наш коллега Владислав Беляков сообщил в мае, и внимательно рассмотрел, в чьи именно руки.

Так что поздно рассуждать, насколько хорошо или плохо выглядит монополизация пассажирских перевозок. Транспортного коллапса не наблюдается — и хорошо. Поначалу же вовсе не хотелось углубляться в арбитражную практику, а просто рассказать, что творилось в Пензе на этом фронте в начале века.

О том, что муниципальный транспорт, 80 процентов парка которого требовало списания и на 80 же процентов дотировался, и как руководители ППАТП, громче всех требующие бюджетных ассигнований, одновременно на базе своих предприятий создавали частные компании-перевозчики, которые затем, отпочковавшись от «создателей» и «пожрав» их, начали диктовать муниципалитету свои условия.

Можно было бы рассказать, как ППАТП-1 превратилось в муниципальное предприятие «ППП», но, несмотря на это обстоятельство и периодическое обновление своего парка, с тех пор всегда проигрывало конкурсы на самые выгодные городские маршруты частным конкурентам. И вот финал.

А напоследок — цитата:

«Сколько машин большой и малой вместимости приобрели частные компании в 2016 году?» — поинтересовался Иван Белозерцев.

«Меркурий» купил 16 автобусов. Для Пензенской области, конечно, это очень мало», — отметил министр промышленности, транспорта и инновационной политики области Михаил Торгашин».
Источник фото: http://www.pgduma.ru/,http://delovoysaratov.ru, В. Беляков

Похожие статьи