Когда Александр Воронков сможет освободиться от Юрия Голодяева
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Особенности подготовки общеобразовательных учреждений Пензы к новому учебному году лишний раз указывают на необходимость реформы, укрепляющей вертикаль управления общим образованием. Как и на то, что такое ведомство, как городское управление образования в управленческой системе является лишним. И городу, по большому счету, оно совершенно не нужно.

7.jpg

Анонс упомянутой реформы еще в прошлом году сделала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. По мнению экспертов преобразование скажется не только на деятельности подавляющего большинства российских школ, но и в значительной степени может повлиять на судьбу концепции муниципальной власти в стране. По крайней мере в части, касающейся управления образованием, точно.

Основная идея реформы заключается в том, что полномочия по этому управлению должны перейти от муниципалитетов к регионам. По словам Ольги Васильевой, передача этих полномочий необходима для создания единого образовательного пространства. Что затруднительно в условиях, когда учредителями школ являются муниципалитеты, которым закон позволяет самостоятельно формировать школьную программу. И они, по словам министра, «не очень-то озабочены той программой, которая более содержательна». Эта возможность муниципальных властей менять программы как раз не вписывается в концепцию единого образовательного пространства.

Не менее важным в осуществлении подобной реформы является финансовый аспект. Многие эксперты придерживаются мнения, что возвращение школ под государственную опеку предоставит возможность более эффективного их финансирования и управления образовательным процессом. Ввиду того, что система может быть более прозрачной и эффективной тогда, когда в цепочке финансирования задействовано меньше звеньев.

Система сегодня выстроена таким образом, что выделяемая субсидия с учетом каждого ученика может расходоваться только на осуществление учебного процесса — зарплату учителей, покупку учебников, и т.п. Но при этом на образовательную организацию возлагаются и все остальные финансовые затраты. А это такие статьи расходов, как ремонт зданий и помещений, закупка оборудования. Зачастую находящиеся в муниципальном ведомстве школы не в состоянии решить подобные задачи.

Предполагается, что после перехода полномочий к регионам, рисков ухудшения финансирования образовательных учреждений будет значительно меньше. Как станет меньше и коррупционных проявлений, административной нагрузки и чиновников. При муниципальном управлении есть определенное количество административных единиц, ведающих делами образования. И это количество порою является изрядно излишним.

Многие эксперты полагают, что муниципальное звено — неважно, в образовании или здравоохранении — является самым слабым во всей системе управления. И то верно. Пример «эффективности» такого управления в Пензе весьма красноречив. Ведь ничего экстраординарного в городе не случилось с ликвидацией трехлетней давности городского управления здравоохранения. Смеем предположить, что также не потечет Сура в другую сторону и с упразднением такой структуры, как управление образования города Пензы.

Свою «эффективность» сотрудники ведомства под руководством Юрия Голодяева в последние годы демонстрировали неоднократно. Имели место сорванные поставки в городские школы к началу очередных занятий учебников. Регулярно возникают вопросы с обеспечением школ инвентарем и оборудованием.

Никак должным образом не решается проблема с организацией охраны детей в школьных стенах — зачастую безопасность обеспечивается пенсионерами, которые вряд ли смогут дать отпор злоумышленникам. А незавершенный к началу учебного года ремонт в пензенских школах и детсадах стал явлением настолько обыденным, что начальник управления Юрий Голодяев с олимпийским спокойствием уверяет, что устранение недостатков по ходу учебного года на образовательный процесс никак влиять не будет.

Подобные казусы происходят ежегодно. Это не мешает руководителю ведомства спокойно пребывать на своем посту длительный срок — Юрий Голодяев возглавил его в 2005 году. Подчиненные Юрия Александровича способствовали фиктивному трудоустройству своих протеже. И сам штат управления никак не желает «ужиматься» — как мы упоминали, на данный момент в него входит более шестидесяти сотрудников.

В начале нынешнего года в ответ на нашу просьбу прокомментировать слухи об упразднении управления образования Пензы в горадминистрации лишь рассмеялись. Однако анонс реформы министром — это не какие-то основанные на слухах журналистские бредни.

В случае осуществления такой реформы в Пензе освободившиеся средства, тратящиеся на содержание шести десятков чиновников, региональный минобр, который возглавляет Александр Воронков, может использовать для более эффективной работы сети общеобразовательных организаций города, минуя бесполезного посредника. Да и здание в центре города, в котором располагается управление образования, может еще пригодиться муниципальной власти, хотя бы при его продаже.

99.jpg

Возникает вопрос, куда же девать чиновников из управления в случае его упразднения. Ответ прост — посылать учить и воспитывать подрастающее поколение. Благо мест хватает. По крайней мере, если верить данным министерства образования Пензенской области, регулярно публикующего на своем сайте сведения о вакансиях в образовательных организациях региона. Так вот, по состоянию на 15 августа текущего года только в школах, гимназиях и лицеях Пензы имелось сорок педагогических вакансий. А есть еще детсады и учреждения профобразования. Так что — вперед.

Не будем судить о других регионах. Но в Пензе реорганизация управления образовательным процессом явно назрела. Возглавляемая Юрием Голодяевым структура себя в таком виде явно изжила. Да и Юрия Александровича, по слухам, уже заждались в 42-й гимназии. Меж тем, с упразднением ведомства у министра образования региона Александра Воронкова появится шанс примкнуть к людям, имеющим более серьезные позиции в Пензенском правительстве, чем остальные.

Похожие статьи