Кэцзюй: на пути к идеальному государству

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций
Выдвигая различные проекты общественного переустройства, мы никогда не должны забывать, что в конечном итоге, какой бы гениальной не оказалась идея, её практическое воплощение будет зависеть от реализующих ее чиновников. И прежде чем переходить к обсуждению различных планов переустройства общества, давайте пристальнее взглянем на тех, кто по долгу службы призван все это совершить - на корпус государственных гражданских служащих.
Федеральный закон “О государственной гражданской службе” охватывает все аспекты исполнения госслужбы в России. Данный закон провозглашает принципы гражданской службы, которые звучат достаточно благородно. Они включают в себя:
-
приоритет прав и свободы человека и гражданина;
-
равный доступ граждан к гражданской службе;
-
профессионализм и компетентность гражданских служащих;
-
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
Звучит прекрасно, но уже в самом Законе заложен ряд фундаментальных противоречий, которые в принципе не позволяют сформировать на госслужбе сплоченную команду профессионалов. Начнем с того, что определяя в п.1 статьи 22 Закона следующее: “Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы ... осуществляется по результатам конкурса”, уже в п.2. Законодатель объявляет, что конкурс не проводится “при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)”.
Другими словами, мы выставляем всевозможные ограничения и препоны при приеме на работу рядовых исполнителей, но ключевых чиновников (министров, заместителей председателя правительства, председателя правительства и губернатора) мы выводим из под действия конкурсных процедур, фактически отдавая это критически важное решение на волю случая.
Безальтернативность при назначении руководителей, отсутствие “внутривидовой” конкуренции неизбежно ведет к застою и распаду. Весь опыт новейшей истории России подтверждает это. Всем известно, что в позднем СССР выборы секретарей обкомов и рескомов КПСС, как правило, проводились на безальтернативной основе. Подбор руководящих кадров как в партийные, так и в хозяйственные органы, зачастую проводился по правилу “второго секретаря”, когда второй секретарь (зампред облисполкома) должен быть глупее своего руководителя.
Тем самым начальник страховал себя от возможного подсиживания со стороны подчиненных. Два поколения советской номенклатуры, пройдя через это сито, полностью деградировали как профессионально, так и нравственно-идеологически. Только после такой антиселекции стал возможен распад СССР с последующим бессовестным расхищением плодов неимоверных жертв и усилий советского народа.
В то же время, декларируя требование профессиональности для чиновника, никто толком в России не знает, как измерить её у чиновника. В итоге даже конкурсы, проходящие для рядовых соискателей места на госслужбе, сводятся к примитивной проверке грамотности и знания того же самого закона о госслужбе. Еще более нелепой историей является система оплаты труда государственного служащего, когда назначив последнему смешной оклад 5-7 тыс. руб., дальше путем всевозможных странных надбавок доводят до приемлемого уровня.
Но и здесь архитекторы системы госслужбы не останавливаются на достигнутом. Они создали систему квартальных и годовых премий, которые, фактически, выплачиваются не за какие-либо достижения, а просто как специфическая часть зарплаты, не оказывая при этом никакого поощряющего воздействия на чиновника. Хотя большинство исследователей в сфере мотивации уже давно сошлись во мнении, что если человек находится на своем месте, ему достаточно платить оклад по ставке “рынок + 30%” и это будет более чем достаточно, для создания комфортного климата в коллективе.
В случае совершения чиновником действительно выдающегося достижения ему, безусловно, следует выплатить премию. Причем временной интервал между совершением достижения и выплатой премии должен быть максимально короткий, чтобы у работника формировался своего рода “условный рефлекс” на положительные достижения. И уж тем более недопустима ситуация, когда премии, формально не являясь постоянной составляющей зарплаты, используются как инструмент наказания. Действительно, странно ожидать, что если человека не воспитала семья и школа, то начальник с куда более ограниченными ресурсами может перевоспитать работника.
Данная ситуация тем более странна, что человечество за свою долгую историю выработало ряд интереснейших методов подбора кадров на государственную службу. Наиболее яркой и известной из таких подходов является система экзаменов кэцзюй, внедренная в древнем Китае во времена династии Хань (III век до н.э - III век н.э.).
В попытке победить кумовство и непотизм при своих дворах императоры ввели систему тестов для желающих попасть на государственную службу. К испытанию допускались все мужчины, независимо от материального положения и социального положения. Соискателям предстояло проявить себя в шести дисциплинах: арифметика, каллиграфия, музыка, знание традиций, стрельба из лука и верховая езда.
Экзамен проходил в тяжелейших условиях - испытуемого запирали на три дня в тесной келье. При этом за попытку жульничества экзаменуемому, как и экзаменатору, грозило суровое наказание, вплоть до смертной казни. Экзамен проходил в три этапа. Прошедшему отбор на местном уровне присваивалось звание “сюцай”, т.е. талантливый человек. После прохождения регионального этапа, соискатели допускались до дворцового экзамена, который осуществлялся под присмотром самого императора.
Данная систем просуществовала в Китае в своем первоначальном виде до начала XX века. Ввиду своей невероятной эффективности она была повторена в Японии, Кореи и Вьетнаме. Первые европейские путешественники так воодушевились успехами кэцзюй, что уже в 1693 году подобный экзамен прошел в Берлине. Спустя сто лет в 1791 году Франция стала использовать подобный метод отбора чиновников, а в 1870 году схожая система была внедрена в Англии.
Стоит сказать, что Западный мир выработал свои не менее эффективные системы рекрутинга талантов на общественную службу. Еще в Средневековье Европа оказалась опутана сетью масонских лож, которые ставили своей целью построить на Земле идеальное общество (масонство, зародившееся в профессиональных сообществах архитекторов и строителей, видело свое призвание в том, чтобы привнести гармонию архитектурных форм в общественные институты). Проект масонов оказался по-своему успешен, ведь им удалось построить сверхдержаву на землях истребленных североамериканских индейцев. В настоящее время система масонских лож продолжает эффективно работать, в том числе и через систему Ротари клубов.
Дж.Вашингтон в соответствии с масонским обрядом закладывает краеугольный камень при основании г. Вашингтон.
Советская Россия также внесла свой оригинальный вклад в дело кадрового обеспечения построения государства нового типа. Это легендарная триада - октябрята-пионеры-комсомольцы. Отстроив снизу доверху механизм формирования и отслеживания профессионального роста молодого человека, партийно-хозяйственный аппарат обеспечил себе практически бесконечную “скамейку запасных” для решения государственных задач. И хотя эта система выросла из скаутов Бадена Пауэла, но ввиду своей масштабности, системности, заточенности на глобальное переустройство мира, она может по праву считаться самостоятельной системой подготовки кадров.
Конечно, предлагаемые выше механизмы кому-то могут показаться слишком революционными и невозможными к осуществлению в силу нормативных ограничений, но кто может нам помешать внедрить практику ежегодного публичного отчета членов областного Правительства, например, на площадке Законодательного собрания, с изложением того, что ЛИЧНО тот или иной министр сделал для улучшения жизни жителей Пензенской области за истекший год, и ввести негласное правило не брать на госслужбу людей без опыта работы по профилю будущей должности?
Источник фото: http://russian.visitbeijing.com,http://www.eduleadership.org/two-secrets-to-staff-motivation/, http://igua.ucoz.ru/news/khrushev_s_kukurozoj_medvedev_s_ajfonom/2010-08-08-136,https://tabublog.com/category/british-royalty/,http://www.liveinternet.ru/users/4977980/rubric/3476313/