Идут дебаты. Взгляд на систему образования
Владислав Беляков
Владислав Беляков
В ходе очередного раунда дебатов предварительного голосования (ПГ) «Единой России» его участники обсудили судьбу российского образования. Напомним, ПГ проводится с целью определения кандидатов для выдвижения в депутаты Законодательного собрания Пензенской области. Предварительное голосование состоится 28 мая, а сами выборы — 10 сентября.

1.jpg

Приходи, кто хочешь


Начнем с того, что попасть на дебаты любому гражданину не составляет труда, несмотря на то, что проходят они на территории телерадиокомпании «Экспресс». Документов на входе не спрашивают, зачем пришел и за кого «болеешь», не интересуются. Это мы доводим до сведения тех, кто упорно пишет, что мероприятие сугубо местечковое, закрытое и фейковое. Никто не мешает подойти к любому участнику ПГ и задать ему свой наболевший вопрос. Так, кстати, многие и поступают, благо перерывы между дебатами имеются, и люди общаются во вполне себе неформальной обстановке. В следующие выходные — еще полных два дня дебатов. Сходите и убедитесь сами.

Но о дебатах. Доступность и качество образования обсуждали шестеро участников ПГ. Это действующие депутаты Александр Еремкин и Александр Гуляков, учитель-логопед Светлана Евграфова, директор центра детского творчества Сердобска Алексей Марьин, заведующий детским садом Екатерина Потанина и начальник отдела образования Лопатинского района Роман Улыбин.

Все эти люди — так или иначе — имеют отношение к обозначенной теме. А, значит, им есть, что сказать. Председатель оргкомитета ПГ, он же председатель Законодательного собрания области, он же секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Валерий Лидин сообщил, что все предложения, прозвучавшие из уст участников дебатов, в обязательном порядке будут доведены до министра образования РФ. Что тот с этими предложениями сделает, Валерий Кузьмич не сказал.

Каждому участнику ПГ выделили по три минуты на обозначение своей позиции. Также каждый из них ответил на несколько вопросов аудитории.

Порталу «Пенза-Онлайн» интересна тема образования. Мы посвящаем ей немало материалов. Поэтому нам было любопытно, что думают о системе образования люди, в ней работающие, но одновременно зачем-то стремящиеся стать депутатами.

Развивая руку, развиваешь мозг?


Ректор ПГУ Александр Гуляков заявил, что система образования в России требует серьезной корректировки. Что надо расставить приоритеты, создав систему непрерывного образования.

 — Время сейчас такое, что некоторые профессии живут 2-3 года, а потом умирают, надо налаживать кратковременное переобучение людей, — сказал Гуляков. — И людей с высшим образованием скопилось столько, что рынок их не потребляет. Вместе с тем наблюдается дефицит рабочих профессий. Надо отдавать приоритет школе и средним специальным учебным заведениям.

Несмотря на желание отдать приоритет школам, Александр Дмитриевич не преминул похвалиться вузовскими показателями. По его словам, 72% пензенских выпускников остаются в регионе, якобы у нас хорошие рабочие места и высокие заработные платы. Эти показатели, кстати, несколько расходятся с цифрами, которые на днях приводил мой коллега в материале «На кого работают пензенские вузы».

 Ну да ладно. По крайней мере, наши выпускники со специальностью «Информационные технологии» по уровню зарплат находятся на 20 месте в России. И это действительно показательно хорошо.

Светлана Евграфова сказала, что в школьную программу необходимо вернуть такие предметы как астрономия и… чистописание. Про астрономию в последнее время говорят много. И мы писали не раз о такой необходимости. Более того, министр образования и науки РФ Ольга Васильева уже подтвердила, что этот предмет вводится в обязательную программу с 1 сентября текущего года. Так что факт можно уже считать свершившимся.

А что там с чистописанием?

— Развивая руку, дети развивают мозг, — высказалась Светлана Евграфова. — Бездумно стуча пальцами по клавиатуре, мы мозг не развиваем.

Оставим эту псевдонаучную гипотезу на совести логопеда.

Мешают индикаторы


Александра Еремкина беспокоят преобразования, происходящие в высшей школе. По его мнению, некоторые индикаторы, спущенные сверху, мешают нормальной работе вузов, а порой создают конфликтные ситуации в коллективах. Например, ставится задача — увеличить зарплату. При этом финансирование остается на прежнем уровне. Что делает вуз? Увольняет часть преподавательского состава, а оставшиеся кадры разбирают себе по 5-6 дисциплин и преподают их в ущерб качеству.

Если это так — дела действительно плохи.

 Алексей Марьин сел на свой конек — говорил о дополнительном образовании, важность которого, по мнению участника ПГ, государством и обществом недооценивается.

— Именно в дополнительном образовании многие находят себе увлечение на всю жизнь, — сказал Марьин. — А кто-то и профессию, становясь художником, музыкантом, спортсменом и так далее.

Алексея тревожит разница между материальным обеспечением школ и учреждений дополнительного образования, а также разница в зарплатах. К примеру, в его родном Сердобске средняя зарплата по школам — 25 тыс. рублей, а по учреждениям дополнительного образования — лишь 21 тыс. рублей.

Мигранты и труд


Весьма неожиданным было выступление Екатерины Потаниной. Оно свелось к вопросу адаптации в нашем русском мире детей мигрантов. По мнению Екатерины, мигрантов, а соответственно, их детей, в России становится все больше. А внимания им уделяется мало. Потанина считает необходимым и обязательным посещение детьми выходцев из других стран детских садов. Ведь именно в детсаду, по ее мнению, ребенок приобретает бесценный опыт владения русским языком, а также максимально адаптируется к обществу.

Роман Улыбин заявил, что приоритет в образовании следует отдать трудовому воспитанию. Поскольку именно труд позволяет раскрыть в ребенке природные склонности к профессии.
Как выходец из села, Роман Анатольевич предложил ряд способов для привлечения молодых учителей в сельские школы. Правда, ничего принципиально нового он не сказал, остановившись лишь на стимулирующих выплатах, грантовой поддержке и повышении уровня зарплат.

Участники ПГ говорили вроде бы на одну тему, но каждый с уклоном в ту сторону, которая ему ближе. Сохранят ли они свои убеждения, став депутатами? Ведь многие меняют взгляды на жизнь, усаживаясь в кресла законодателей. Появляются другие проблемы и заботы. По уверенности, с которой выступали участники дебатов, можно точно сказать — сейчас каждый из них находится на своем месте, каждый предан профессии как делу всей своей жизни. Так стоит ли совмещать то, что есть сейчас, с депутатским креслом? Ведь совмещая разные дисциплины, как говорил Александр Еремкин, можно потерять качество…
Источник фото: фото автора

Похожие статьи