Где молодёжь прячется от политиков?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Молодежь все больше интересуется политикой — правда это или иллюзия? На чьей стороне симпатии юного электората? Кто ходит на встречи с политиками, а кто занимается своими делами? Небольшие зарисовки и впечатления по мотивам политической жизни Пензы.



Сила молодости


Уже совсем скоро мы снова погрузимся в пучину предвыборных страстей. Кажется, совсем недавно мы узнали состав Госдумы VII созыва, а вот уж и Заксобр нашей области обновился, да и у многих соседей тоже. Но самое интересное впереди. В декабре возьмет старт президентская избирательная кампания.

Характерной чертой политической борьбы, происходящей, разумеется, задолго до официального старта, является сегодня повышенное внимание к молодежи. Помнится, десяток лет назад молодых людей двадцати плюс-минус лет воспринимали не так серьезно. Да, приглашали нас деканы факультетов, говорили, что следовало бы проголосовать за «правильного» кандидата. На военной кафедре собирали, и говорили то же самое, уточняя, что это совсем не агитация, — потому что в вооруженных силах агитация запрещена. Отслеживали посещаемость выборов руками и мобильниками кураторов и старост.

И все же такого накала борьбы за голоса не было. Бюджетники, служащие, пенсионеры — вот где было основное поле битвы.

Сейчас времена изменились. Интернет взбудоражил интерес молодых людей к политике. Разгоны протестных митингов некоторые начали воспринимать как личное оскорбление. Знакомство с результатами скандальных расследований — как свою маленькую победу.

Конкурирующие политические группы ведут работу в молодёжной среде, каждая своими методами и с помощью располагаемых ресурсов. Пример такой работы в исполнении представителей правящей элиты мы рассматривали некоторое время назад. Сегодня нам хотелось бы сравнить ее с аналогичными мероприятиями оппозиционных сил, также имеющих место в нашем городе.

Сравним по пунктам


Кто выступает? От лица действующей власти с молодежью беседовал советник спикера Госдумы Алексей Чадаев. Впрочем, сказать «от лица» не совсем корректно. Мероприятие не позиционировалось как агитационное, скорее, как просветительская деятельность человека с большим опытом работы во властных структурах.
Оппозиция была представлена также фигурой заметной. Владимир Милов — известный общественный деятель, в прошлом заместитель министра энергетики Российской Федерации.

Кто присутствует? В обоих случаях мероприятия не позиционировались как молодежные. Первое проходило в стенах ПГУ, и собрало преподавательского состава и сторонних гостей едва ли не больше, чем собственно студентов. Малый интерес со стороны молодежной аудитории мы отмечали еще в нашей прежней публикации.

Аудитория Алексея Чадаева
Аудитория Алексея Чадаева

Встреча с Владимиром Миловым проходила в помещении гораздо меньшем, зато сидячих мест даже не хватило всем гостям. Представители старшего поколения также присутствовали, однако подавляющее большинство было за молодежью. Справедливости ради отметим, что во многих молодых людях можно было угадать активистов движения, а не тех, кто пришел впервые познакомиться с альтернативными политическими силами. 

Аудитория Владимира Милова

Аудитория Владимира Милова

Какова повестка? Весенний доклад Алексея Чаадаева «Путинская Россия: прошлое, настоящее и будущее» по форме был обзорной лекцией, рассказывающей об эволюции взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в России в XXI веке, а по содержанию — своеобразной апологией, сглаживающей углы политической жизни, наиболее критикуемые оппозиционными силами.

Выступление Владимира Милова носило более прямолинейный характер — и в то же время менее конкретный. «Ситуация в стране не изменится, пока руководители не будут избираться путем честных выборов», — звучал основной рефрен. Меньше фактов, меньше цифр, больше призыва к активности.

Как строилась дискуссия? Вопросы, звучавшие в мае в стенах ПГУ, были заметно содержательней. Например, как местный бизнес может развиваться в условиях доминирования межрегиональных сетевиков. Но оно и не удивительно — задавали их присутствовавшие на встрече предприниматели, сотрудники университета и журналисты. Ответы же за внешней обстоятельностью были, по сути, пустыми, впрочем, об этом мы уже писали.

Гораздо больше вопросов от молодых ребят услышал Владимир Милов. Но, увы, все они были слишком абстрактны: намерена ли оппозиция в случае прихода к власти перераспределить бюджет в пользу социальной сферы, когда следующие митинги и т.д..


Все должно быть иначе


Программа кандидата, которого представлял господин Милов, озвученная в общих тезисах, по многим пунктам осталась нераскрытой. Вот, например, одна из ключевых позиций: необходимо значительно сократить аппарат чиновников и силовиков, попусту проедающих бюджет. А безработицы не стоит бояться, рынок все сам вырулит. А вот вопрос, в какие срок это должно произойти, не прозвучал — и очень жаль, потому что именно н прояснил бы многие вопросы. Если сокращение пройдут в течение месяца, это катастрофа. Если в течение трех лет, это вполне реальная и здоровая программа.

Но беда в том, что спросить это было некому, и мысль потонула в вопросах-лозунгах и ответах-лозунгах. Экс-замминистра нередко уходил от вопросов с конкретными цифрами и апеллировал к размещенным на медиаресурсах программных документах. И явно причина тому не незнание собственной программы, а неспособность аудитории воспринять такие подобные данные.

В сухом остатке получаем следующее: юная часть аудитории Алексея Чадаева — скучающие студенты, согнанные с пар, а у Владимира Милова — подростки с горящим сердцем, но имеющие весьма поверхностное понимание процессов, о которых они пытаются вести речь.

Ни та, ни другая сторона пока не смогла охватить ту часть молодых людей, которая уже имеет представление о практике предпринимательской деятельности, которая может оценить перспективы использования тех или иных производственных технологий, которая не успела забыть, как шла жизнь пять, десять, пятнадцать лет назад и умеет сравнивать. Такие люди есть. Их можно найти и в университетах, и в бизнес-инкубаторах, и в технопарках, и на концертных площадках. И именно они — не только электорат, но и костяк будущих команд, потенциальные управленческие кадры, лидеры местных политических групп.

А вот что сделают политики, чтобы привлечь перспективную молодёжь на свою сторону — решать уже им. 

Источник фото: фото автора

Похожие статьи