Что общего у музея «Тарханы» с уровнем газификации региона
Безусловный благодетель
Совсем скоро в музее-заповеднике «Тарханы» в связи с годовщиной рождения Михаила Лермонтова пройдут мероприятия. Так повелось, что в Пензенской области основные празднования, связанные с именем поэта, проходят летом, ближе к годовщине его смерти, и даже носят официальное название — «Лермонтовский праздник». Может быть, грубо, но «пляской на костях» и поныне называют это мероприятие местные художники и писатели, мало связанные с официальной богемой.
Но сейчас не об этом. По поводу очередных торжеств пришло на память имя человека, без которого музей-заповедник, по мнению многих, мог и не обрести второе дыхание и не стать тем, что он представляет собой сегодня — известным и в меру раскрученным местом паломничества.
Речь идет о главе «Газпрома» Рэме Вяхиреве, руководившим газовой монополией в 1992 — 2001 гг. и ныне, к сожалению, покойном.
Прилетел вдруг волшебник
Вообще, что касается инвестиций, в том числе в культуру, то прежний губернатор Василий Бочкарев обладал уникальной способностью каким-то образом устанавливать личные контакты, притаскивать в регион и «раскручивать» людей, финансовые возможности которых были бы ему полезны. Глава «Газпрома» был, конечно, не единственным, но самым ярким из этой когорты, прямо вишенкой на торте.
Летом 1998 года Пенза еще оставалась одним из немногих регионов, не заключивших договорные отношения с «Газпромом». Но в отличие от других областей, которые в рабочем порядке посещали газпромовцы, прилетевший в Пензу 30 июля глава РАО решил задержаться здесь подольше. Его «тайну» перед журналистами открыл Бочкарев, сообщивший прямо в аэропорту, что Башмаковский район — родина отца Рэма Ивановича, а в городе Белинском, на одной улице с неистовым Виссарионом, родилась и жила его мать.
Да, местным администраторам пришлось основательно порыться в государственном архиве Пензенской области в поисках родословной всемогущего главы «Газпрома», чтобы беспроигрышно завоевать его расположение. Через десять минут после прилета Вяхирева два вертолета МИ-8 с газпромовской делегацией на борту уже взяли курс на малую родину высокого гостя. А на следующий день было подписано соглашение о сотрудничестве, главным итогом которого стала газификация отдаленных сельских районов региона.
Несомненным успехом стал пункт договора, предусматривающий реструктуризацию долгов области перед «Газпромом». Как вспоминал бывший вице-губернатор Николай Ащеулов, это было прорывом: «Мы получили возможность газифицировать населенные пункты в счет погашения задолженности, передавая построенные газовые сети на баланс Газпрома. К 1999 году таких сетей было возведено на 300 миллионов рублей. Еще на 260 миллионов пензенские предприятия поставили продукции для нужд Газпрома... Это значительно снизило нагрузку на бюджет».
К тому же Пенза тогда была единственным городом в России, где началось строительство станции по переоборудованию и переводу автомобилей на газовое топливо. В этой связи правительство области и мэрия Пензы дала Вяхиреву торжественное обещание перевести все свои служебные автомобили на голубое топливо, чтобы дать пример другим. Но, как это обычно бывает, быстро сказка сказывается. На газомобили чиновники, конечно, не пересели, да и в конечном итоге это поветрие так и не стало массовым.
Устное народное творчество
Чтобы наглядно показать, как тогда носились в Пензе с именем Вяхирева на устах, и насколько зашкаливала его популярность, достаточно привести один пример. В конце 1998 года в газете «Башмаковский вестник» была опубликована поэма с названием «Песнь о Рэме». Ее автор задался целью дать поэтическую версию посещения главой Газпрома» своей малой родины — села Митрофаново. В строках поэмы был увековечен каждый шаг дорогого гостя по родной земле.
Впрочем, как в каждом эпическом произведении, речь шла не только об одном этом событии. В устах поэта Рэм Иванович предстает былинным богатырем, владеющим несметными богатствами, на который положили глаз вражины:
Знать, в недобрый час
Силы темные появилися,
На РАО «Газпром» ополчилися.
Как всякий уважающий себя мессия, Рэм Вяхирев должен спуститься с неба. Так он и делает:
Он сходит с трапа вертолета,
На землю родины ступил.
Исполнительная власть занята подсчетом благодати, снизойдущей на область после посещения высокого гостя:
Губернатор наш в мыслях меряет:
Может, будет что для губернии?
В Башмакове главе тоже чудится:
Может, помощь какая вдруг проклюнется?
И появился Вяхирев…
Сегодня заслуги Рэма Вяхирева перед Пензенской областью трудно переоценить. Окончательно признанными из них считаются две.
Первая — исключительное покровительство в деле ускоренной газификации нашего региона, по крайней мере, в годы руководства «Газпромом». До этого положение дел в этой отрасли было, честно говоря, аховым. Но с тех пор и сегодня, по состоянию 1 января текущего года уровень газификации Пензенской области природным газом — 89,39 процента — значительно превышает средние показатели по России — 67,2 процента. За одно это можно было присвоить Рэму Ивановичу звание почетного гражданина Пензенской области, что и было сделано уже в 1998 году.
Но кроме этого, как уже говорилось, глава Газпрома внес неоценимый вклад в реставрацию и развитие «Тархан». Зря мы беспокоили звонками их многоуважаемого директора Тамару Михайловну. На сайте музея-заповедника в разделе «Благотворители» Рэму Вяхиреву посвящено целых два абзаца. Позволим себе смелость их привести.
«Всегда находились люди, готовые поддержать «Тарханы». Они появлялись именно в тот момент, когда были очень нужны. Так было и в конце девяностых — начале двухтысячных. В это время архитектурные и ландшафтные памятники нуждались в срочной реставрации, барский дом был в критическом состоянии. Музей мог его потерять. При почти полном отсутствии финансирования директор Т.М. Мельникова искала меценатов.
И появился Рем Иванович Вяхирев […]. Уже через год после посещения им музея начались реконструкция памятников и всего музейного комплекса, работы по созданию его инфраструктуры. В таком объеме мы получили помощь впервые: были отреставрированы барский дом и теплица, построены фондохранилище, конюшня, здание дирекции, гостевой комплекс, впервые (почти за двести лет его существования) очищено ложе Большого пруда. Музей навсегда сохранит благодарную память о Р.И. Вяхиреве».
Тоже ведь, в некотором роде, поэма в прозе. К сожалению, сегодня нет уже того энтузиазма, который подвигал бы авторов на былинное творчество. Да и героев, подобных Вяхиреву, уже не наблюдается. Некому поэмы посвящать. Источник фото: скрин http://www.penzainform.ru/news/incidents/2013/02/12/pochetnij_grazhdanin_oblasti_rem_vyahirev_umer_na_79-m_godu_zhizni.html