Без интриги и альтернативы. Об итогах народного волеизъявления
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Выборы депутатов Государственной Думы VII созыва признаны состоявшимися. Явка избирателей по России составила 47,8%, по Пензенской области — 60,63%.



Слегка перефразировав слова рокера всех времен и народов Виктора Цоя из песни «Фильмы», получим «я знал, что будет классно, но не знал, что так скоро»: 343 из 450 мест в нижней палате Парламента достались представителям «Единой России». Свои голоса им отдали 54,19% проголосовавших россиян (в Пензенской области — 64,26%).

Парламентская четверка


Для партии ЕР результаты прошедших выборов — своеобразный рекорд. Как написал в своем Фейсбуке один из представителей несистемной оппозиции, «мы стали свидетелями того, как Госдума превратилась в ежедневный съезд «Единой России».

«Бившиеся до последнего клиента» КПРФ и ЛДПР набрали, соответственно, 13,34 и 13,15 процента, получив в Госдуме 42 и 39 кресел. И если КПРФ свой предыдущий результат ухудшила, то ЛДПР — улучшила.

Совсем не порадовала своих сторонников «Справедливая Россия», набрав лишь 6,22%, а в нашем регионе и того меньше — 4,44%. Следующие пять лет в Госдуме у эсеров будет 23 места. Напомним, что на выборах 2011 года справедливороссы набрали 13,24%. Таким образом, результат избирательной кампании СР-2016 можно считать провальным. С чем не мог не согласиться лидер партии Сергей Миронов, отметив, что его такой результат не устраивает. Правда, причиной поражения «Справедливой России» он видит общую низкую явку избирателей по стране. «Избиратель «Справедливой России» остался дома и не пошел на выборы», — сказал Сергей Миронов 19 сентября в ходе итоговой пресс-конференции.

Почему на выборы не пошли сторонники именно этой партии, для нас так и осталось загадкой.

Конституционное большинство ЕР


Впрочем, в целом, по сравнению с предыдущими двумя составами Государственной Думы, «картина маслом» практически не изменилась: мы видим все те же четыре парламентские партии с превалирующим большинством единороссов. Ни одного кресла в новом составе не получили представители реальной оппозиции. Один мандат, доставшийся «Родине», и один — «Гражданской платформе», — не в счет. Эти партии многие политологи вообще всерьез не воспринимают, называя их сателлитами «Единой России», ею изначально и созданными.

Столь же ожидаемыми оказались результаты выборов по одномандатным округам, расположенным на территории Пензенской области. По данным ЦИК на вечер 19 сентября, в Пензенском одномандатном округе №146 убедительную победу одержал действующий депутат Госдумы Сергей Есяков (63,97%), а в Лермонтовском одномандатном округе №147 — столь же убедительную и столь же действующий Леонид Левин (61,85%). Все прогнозы политологов по данным кандидатурам сбылись на зависть Гидрометцентру, у которого процент «сбываемости» прогнозов, как правило, бывает гораздо ниже.

Так что же изменилось? И чем для простых смертных обернется такое количество единороссов в нижней палате Парламента? Тот факт, что теперь представителей этой партии — конституционное большинство (более 2/3 от общего числа депутатов), позволит единороссам не оглядываться на представителей других партий и принимать законы, исходя из своих приоритетов. В том числе вносить поправки в статьи Конституции РФ.

Кстати, в депутатском корпусе предыдущего созыва у «Единой России» было 238 мандатов (чуть больше половины), что позволяло рядовым гражданам допускать мысль о присутствии демократии внутри высшего органа законодательной власти страны.

Абсентеизм наступает


«При всем богатстве выбора другой альтернативы нет!» — гласил рекламный слоган одной из компаний в начале 90-х годов. Судя по всему, так случилось и сейчас. Россияне выбрали из тех, кто есть, поскольку другой альтернативы не было. Ну скажите, за кого еще должно было проголосовать большинство пензенцев, как не за Сергея Есякова и Леонида Левина, баннеры с портретами которых ежедневно бросались нам в глаза по пути на работу и домой?

Даже парламентские партии в нашем регионе не смогли провести полноценную избирательную кампанию, что уж говорить об оппозиции, которая вообще проигнорировала Пензенскую область. Ни «Яблоко», ни «ПАРНАС», например, не выдвинули своих кандидатов по округам №№146 и 147. Кстати, а вдруг, это именно их избиратель остался дома и не пошел на выборы, а вовсе не тот, о котором думает Сергей Миронов? Как знать.

Единственный представитель «Партии Роста» Дмитрий Гайнуллин шел по округу №147, и даже смог «прийти» предпоследним, обогнав одиозного фермера из Свердловской области Василия Мельниченко, который выдвигался от партии «Зеленые». Но это капля в море нашего безальтернативного выбора, такое некое небольшое исключение из правил на уровне 2,35%.

Пензенская область с завидным постоянством голосует хорошо. Наша явка на выборах — всегда выше, чем средняя по России. Но кто те почти 40% избирателей нашего региона, которые не голосуют вообще? Неопределившиеся? Или «забившие» на все, решившие, пусть все течет как есть, и «моя хата с краю»?

А ведь в России — более половины абсентеистов (абсентеизм — уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы власти, — примечание автора). И с каждым годом, судя по результатам разных избирательных кампаний, их становится все больше. Тенденция настораживает.

При этом в России на конец августа 2016 года официально зарегистрировано 77 политических партий (хотя в прошедшей избирательной кампании участвовали лишь 14 из них). Получается, что среди этих 77 объединений не нашлось таких, которые способны заинтересовать неопределившихся? Может, надо создать еще 77 партий, чтобы «разбить» молчаливый фронт абсентеистов?

На мой взгляд, партий у нас более чем предостаточно. Но очень мало — с действительно внятной идеологией. Как и мало внятных лидеров, способных повести за собой электорат. Поэтому избиратель все более дистанцируется от политики, предпочитая пускать все происходящие в стране процессы на самотек. А значит, партиям — тем, что есть, — надо менять стратегию и тактику, омолаживать и совершенствовать внутрипартийный состав, искать, как это принято говорить, новые драйверы и точки роста. Иначе безысходность и тлен…

До 2021 года время еще есть. И нам все равно придется выбирать депутатов Государственной Думы VIII созыва. К тому времени хочется увидеть не столько количественные, сколько качественные изменения политических партий. Хочется увидеть четкие и конструктивные программы, не «слизанные» под копирку у оппонентов, а также чистые и ясные глаза кандидатов, за которых голосовать будет хотя бы не стыдно.

От редакции

Корреспонденты портала «Пенза-Онлайн» сознательно не участвовали в освещении предвыборной гонки, будучи уверенными, что все итоги предрешены. Мы позволили себе лишь анализ предвыборных программ парламентских партий, который подготовил наш внештатный корреспондент. Да и за эти размышления нас чуть ли не обвинили в предвзятости и «заказухе». Как видим, даже это не повлияло на результат голосования. Все слились в едином порыве и отдали голоса за тех, кого «нужно».

Источник фото: misanec.ru


Похожие статьи