Застройка без правил: можно ли сохранить исторический облик Пензы?


Проблема без срока давности
Самое любопытное, что точно такие же вопросы и практически тем же самым составом обсуждались без малого год назад, когда был только-только принят закон об охранных зонах. И выводы участники обсуждения сделали практически те же: архитектурное сообщество должно объединиться, власть должна искать финансы, а с зонами нужно что-то безотлагательно делать. Как и с самими памятниками архитектуры: ведь, по словам Ивана Белозерцева, «город у нас с вами должен быть красивым».
Показательно, что проблема сохранения памятников то и дело всплывает на разных уровнях на протяжении вот уже без малого сорока лет. По словам краеведа Александра Тюстина, пензенские власти обращались к ней еще в восьмидесятые годы прошлого века. Тогда за чертой города планировалось обустроить музей под открытым небом наподобие мемориального комплекса Кижи или Малых Карел. Но не сложилось — когда специалисты приступили к обследованию построек, стало ясно, что многие из них обветшали настолько, что вряд ли переживут переезд.

С тех пор ситуация изменилась мало. Город все так же активно разрастается, старые районы реконструируют, и целые кварталы уникальных построек гибнут под отвалами бульдозера.
— Чтобы этого не происходило, основой городской застройки должен быть визуально-ладшафтный анализ, — рассказывает доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера ПГУАС Татьяна Волкова. — Еще на этапе проектирования застройщик должен определить не только расположение и внешний вид здания, но и то, как оно будет взаимодействовать с окружающей средой.

Другими словами, застройщик подстраивается под ситуацию, а не ситуация меняется в пользу застройщика. Такая политика комплексного моделирования среды существует во многих городах России. Пенза же пока что представляет собой печальное исключение. Понемногу разрушающаяся высотка-«трилистник», ради которой в свое время уничтожили улицу Урицкого, омертвевшая с годами улица Ключевского, новый цирк, уже на этапе проекта полностью сломавший визуальный облик улицы Плеханова — все это примеры того, что застройка в городе до сих пор ведется бессистемно.
Наличие градостроительного совета, с которым вроде как должны согласовываться проекты, на ситуацию влияет мало: появился же в Пешей слободе красно-желтый гигант под названием ЖК «Вертикаль», который не вписывается ни в ландшафт, ни в застройку. А говорить в таких условиях о сохранении памятников архитектуры и организации исторических зон практически бессмысленно.

Подобного мнения придерживается и директор архитектурной мастерской «ПТМ А-989» Нина Кутырева.
— Следует помнить, что городская структура всегда нуждается в разных видах обслуживания, в разных типах общественных зданий, — отмечает Нина Александровна. — Для того, чтобы обеспечивать это обслуживание в полной мере, и существуют архитекторы и градостроители, которые проводят градостроительный анализ и определяют путём сложных расчётов, исследований и социологических опросов нехватку тех или иных типов зданий в какой-то планировочной единице — жилом районе, микрорайоне и городе в целом. Но у нас такая практика до недавних пор применялась достаточно редко.
Это требуется выполнять при разработке проектов планировки территорий. Однако, как правило, проекты выполнялись «точечно», то есть на очень небольшие участки, и возможность проанализировать объективно крупные территории практически отсутствовала. Дело в том, что инвестор появляется, как правило, неожиданно, имея на руках некоторую сумму денег и высказывает желание построить торговый центр или жилую группу. Начинается лихорадочный поиск места под постройку. Хорошо, если инвестор готов расселить часть ветхой застройки и выполнить проект планировки хотя бы на небольшую часть территории, но иногда не происходит и этого. Например, здания, возводимые за бюджетные средства, которые всегда ограничены, пытаются построить там, где свободно. И далеко не всегда это бывает адекватно территориальным и социальным потребностям города.
С другой стороны, сейчас, по словам нашего собеседника, ситуация активно меняется к лучшему. Вопрос об исключении точечной застройки уже не раз поднимался на уровне правительства региона. И необходимость формирования комплексного подхода к городскому строительству из предмета теоретических изысканий превращается в конкретную рабочую задачу.
Вопросы выгоды
Впрочем, определиться с проблемой и решить ее — совершенно разные вещи.
— Во-первых, визуально-ландшафтное проектирование — дело достаточно затратное, — констатирует Татьяна Федоровна. — Оно требует серьезной материально-технической базы, глубоких архитектурных, геодезических и многих других исследований. Требует, наконец, чтобы были определены и зафиксированы те самые охранные зоны вблизи памятников истории и культуры, с которых мы начали наш разговор. Сейчас идет формирование базы, но это потребует определенного количества времени и ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Во-вторых, необходима программа благоустройства, где было бы четко прописано, какое покрытие где можно использовать, сколько на каких улицах должно быть фонарей и лавочек, где можно, а где нельзя использовать наружную рекламу и так далее. Этого пока нет.
В итоге все вновь, так или иначе, упирается в нехватку денег. Разработка всех необходимых программ и методик — при условии, конечно, что на выходе мы рассчитываем получить по-настоящему качественный продукт — вопрос не одного, не двух и, скорее всего, даже не десяти миллионов рублей. А поскольку бюджет такие расходы не потянет, выход остается один – искать спонсоров.
— Но и здесь все не так просто, как нам того хотелось бы, — отмечает наш собеседник. — Сотрудничество бизнеса и города должно быть взаимовыгодным — вкладывая во что-то личные средства, инвестор должен быть уверен в том, что это принесет ему какую-то выгоду. Простая истина, но у нас об этом почему-то часто забывают.
Яркий пример такого сотрудничества — строительство музея деревянной архитектуры «103-й квартал» в Иркутске. Обширная зона исторической застройки, куда вошло несколько десятков памятников архитектуры и истории, возводилась с привлечением сразу нескольких инвесторов, которым еще на этапе проекта отдали ряд площадок под магазины, кофейни и гостиницы. Правда, и здесь не обошлось без некоторых перегибов – вместо открытого форума в центре квартала неожиданно для всех возник большой торговый центр.
— Но как бы то ни было, это пример действительно грамотно выстроенного взаимодействия бизнеса и власти, — констатирует Татьяна Федоровна. — У нас такого тоже нет — пока все, как в случае с набережной, ограничивается достаточно абстрактными обещаниями кого-то найти и привлечь.

Резюмируя: подвижки в нужном направлении есть. Но пока это еще только первые шаги — закладка основ, на которые потом будут опираться архитекторы и чиновники, ответственные за городскую застройку. Но самое тревожное то, что против нас в этой ситуации играет время. Вполне возможно, что уже через несколько лет в Пензе будет просто нечего сохранять.
Источник фото: фото автора