Как найти общий язык с ребенком-подростком. Объясняет семейный психолог Ирина Жарова
Что делать, если ваш ребенок изъявил желание сделать татуировку или покрасить волосы в ядовитый цвет? Как быть, если ваш сын или дочь не хотят с вами делиться тем, что происходит в их жизни? Как говорить со своими детьми-подростками о сексе? На эти и другие вопросы в ходе прямого эфира, организованного пензенским ЦУР, ответила семейный психолог и гештальт-терапевт Ирина Жарова.
— Нужно ли запрещать детям делать тату, пирсинг, красить волосы в привлекающие внимание цвета?
— Наши дети не должны быть похожими на нас. Но нужно разбираться, хочет ли ребенок таким способом продемонстрировать, что он взрослый или это проявление внешней свободы. Выкрасил, допустим, волосы в красный цвет, значит, проявил свободу. Подросток еще не в состоянии понять, что свобода проявляется внутренним выбором.
А вот родитель должен про это знать и переводить проявления внешней свободы во внутреннюю. Каким образом? Нужно повышать его осознанность. Спрашивать своего ребенка, для чего именно он хочет это сделать, что он хочет показать или доказать этим своему окружению? Какими способами еще он может привлечь к себе внимание?
Подобные вопросы, которые адресованы к нашему глубинному внутреннему «я», помогают найти ответы. Нужно показать, что мир дает множество возможностей проявить себя. Можно найти себе применение в разных ипостасях — например, в занятиях спортом, волонтерством и т. д. Одна из характерных черт подросткового возраста – это проявление рефлексии. В это время ребенок начинает анализировать собственное поведение. Побуждать к размышлению – очень исцеляющая сила. Она позволяет выстроить дружеские отношения.
— Всё сводится к тому, чтобы разговаривать со своим ребенком, но что делать, если он не хочет идти на контакт, замыкается в себе?
— Задать вопрос, что происходит в семье? Почему ребенок не хочет идти на контакт? При условии, если речь не идет о психических заболеваниях у ребенка. Общение – единственный инструмент выстраивания отношений. Нужно интересоваться жизнью своего ребенка, приводить примеры из жизни. Также при этом нужно учитывать внутренние границы подростка.
— Как отследить эту грань, когда ребенку нужна помощь, а когда он может справиться сам?
— Подростковый возраст ставит перед родителем и подростком ряд задач. Например, найти свое социальное мнение. Оно может меняться, но оно должно быть. Вторая задача — научиться общаться со сверстниками, понять, какое место ты занимаешь. В-третьих, нужно научиться общаться со старшими.
Подростковый возраст связан с бурями. Нет ничего страшного в том, даже если ребенка «штормит». Более того, он не должен вести себя тише воды, ниже травы. Если этот период пройдет относительно тихо, это значит, что он просто сместится на более позднее время. И это может привести к тому, что человек в двадцать лет будет вести себя как двенадцатилетний.
— Как говорить с подростком о сексе? Многие родители ведут себя отстраненно в этом вопросе, стараются не касаться этой темы.
— Акцент надо делать на том, что ребенок взрослеет, у него проявляется интерес к собственному телу, и он хочет получить ответы на интересующие его вопросы. Сегодняшнее время характеризуется тем, что мнение родителей меньше учитывается, потому что есть доступ к огромной информации. Тем не менее, родители могут обладать мудростью, предлагая ребенку поговорить на тему взросления. Нужно интересоваться у ребенка, что он думает о любви и т. д. Наш инструмент — это наши вопросы. Они помогают увидеть, как ребенок проходит дорогу взросления, какие вопросы для него актуальны. Можно поговорить с подростком напрямую или затрагивать эту тему через совместный просмотр фильмов и прочитанную литературу.
Есть еще один способ — сделать это при помощи специалистов. Бывает, что родители не знают, что сказать. Например, мама одна воспитывает мальчика. Ей неудобно общаться с сыном на тему сексуальных отношений. И тогда это можно сделать через педагога.
— Очень часто бывает, что родители девочек не одобряют их выбор. Вплоть до прямого запрета. Как нужно вести себя родителям?
— Мы мудрее своих детей, но запрещая, мы мешаем развиваться личности. Ребенок учиться жить, выбирать себе партнера. Запретами мы не даем ему получить жизненный урок. Нужно помочь анализировать отношения, собственный выбор. Мы не можем прожить за детей жизнь. Это преступление. Больно, горько и обидно услышать от собственного ребенка фразу: «Ты прожил/а за меня всю мою жизнь». Чтобы этого не произошло, он должен сам решить, что хочет получить от личной жизни.
— Как грамотно родителям выстроить финансовые взаимоотношения с ребенком?
— Деньги — атрибут взрослой жизни. Мы учим ребенка обращаться с деньгами как со взрослой данностью. Есть несколько советов. Если вы дали деньги ребенку, никогда не отнимайте у него их обратно. Потому что это унижает. Если вы видите, что он не научился пользоваться деньгами, надо договориться с ребенком заново, но не отнимать. Например, сказать: «Мы дали тебе деньги, но видим, что ты не умеешь ими пользоваться. Поэтому решили сократить их количество». Иногда родители позволяют заработать ребенку. В этом нет ничего плохого. Так ребенок узнает цену деньгам. Он их начинает связывать с трудом. Еще один момент, который надо учитывать, чтобы не было подмены любви деньгами. Любовь — всегда про взаимоотношения, а деньги — про уровень жизни.
— Стоит ли ребенку помогать в выборе профессии или нужно дать раскрыться его потенциалу?
— Тема очень актуальна. Есть несколько ошибок, которые совершают родители. Ребенок к 12 годам не обязан знать, кем он станет. Только очень маленький процент людей понимает это. Все мы имеем задатки. Задача родителей увидеть, к чему у ребенка больше склонностей. Как вариант, можно пройти тестирование. К сожалению, многие родители продолжают относиться к профессии как к одной на всю жизнь. Нужно понимать, что процесс обучения изменился. Человек за свою жизнь может поменять несколько профессий.
— Что делать с информационной зависимостью подростка? Или это современный тренд?
—Да, это тренд. Лишать ребенка проявлений современности нельзя, с другой стороны нужно показывать реальную жизнь. Нужно научить пользоваться его виртуальной реальностью, чтобы он мог полноценно жить настоящей жизнью. Необходимо расставить приоритеты. Когда родители запрещают пользоваться интернетом, а альтернативы предложить не могут, делают только хуже. Здесь нужно руководствоваться подходом «запрещаешь — предлагай».
— Как понять, что у ребенка девиантное поведение?
— Девиантное поведение устойчиво. Если ребенок склонен к воровству, его не остановит любимая бабушка. Если ребенок склонен к психопатии, то это проявится на самых близких. Нарушение общественных норм приведет к тому, что ребенок не сможет адаптироваться к социуму. Порой родители стесняются обращаться с этими вопросами к специалисту. Необходимо переступить через свой эгоизм, ведь чем раньше будет проведена диагностика, тем больше шансов выстроить поведенческие подходы, чтобы ребенку было легче в жизни.
— Как выстраивать отношения с подростком, если в семье появляется еще один ребенок?
— Когда появляется в семье появляется еще один ребенок, у старшего происходит так называемое свержение с пьедестала. В этот момент старшему ребенку нужно дать понять, что он важен для вас и стал теперь не только другом, но и помощником. Нужно благодарить его за это.
— Назовите качества хорошего родителя.
— Хороший родитель интересуется, обучается, не застревает в однообразии. Вопрос, требующий определенного мужества от родителя, — спросить у своего ребенка: «Как я тебе как мама/отец?». Может быть, ответ вам не понравится, но так вы начнете лучше понимать друг друга.
Источник фото: Соцсети