26° ... 26°, ветер 4 м/с
94.32
100.28
Все, что нужно знать о предрейсовых медицинских осмотрах
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Предрейсовый медицинский осмотр — предусмотренная Законом обязательная процедура для любого сотрудника организации, который управляет транспортным средством компании (не важно — простой водитель это, менеджер или сам директор). Если работник пользуется зарегистрированным в организации автотранспортом (что по умолчанию считается транспортом повышенной опасности), перед началом смены ему нужно пройти стандартный медицинский осмотр. А важная и непосредственная обязанность работодателя — обеспечить водителю прохождение этой процедуры.



При этом не важно, какая форма собственности у предприятия. Процедуру проходят все водители, работающие в ИП, ООО, ЗАО и т.д. Штраф за непрохождение предрейсового осмотра — самая малая из бед, которая может настигнуть водителей и их работодателей. Нередко последствия бывают намного трагичнее, и не только для тех, кто за рулем, но и для других участников дорожного движения.

По данным Управления ГИБДД МВД РФ по Пензенской области, в прошлом году в Пензе и области было проведено 68 мероприятий, в ходе которых проверено качество выполнения автоперевозчиками требований нормативных правовых актов, действующих в области обеспечения безопасности перевозок. Кроме того, за автобусами при перевозке пассажиров по маршрутам, проводились скрытые наблюдения с применением технических средств видеофиксации с использованием автомобиля без цветографической окраски (42 мероприятия).

Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и грузов осуществляется не только в рамках проведения специальных профилактических мероприятий, но и в ходе повседневного надзора за дорожным движением.

Отдельным пунктом среди часто встречающихся нарушений можно выделить нарушения требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Причем, если с автотраспортными предприятиями ситуация в последнее время улучшилась — «поймать» их водителя без путевого листа с отметкой о прохождении предрейсового осмотра — большая редкость, то с некоторыми другими категориями водителей по-прежнему нужно еще работать и работать.

Так, в 2017 году за осуществление перевозок с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров было составлено 114 материалов на водителей, 54 — на должностных лиц и 15 — на юридических лиц. Отметим, что за данное нарушение предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере 3 тысяч рублей, на должностных лиц — 5 тысяч рублей, на юридических лиц — 30 тысяч рублей.

Складывается впечатление, что руководители некоторых организации, имеющих на балансе автомобили, до сих пор не знают, что их водители обязаны ежедневно проходить предрейсовый медицинский осмотр. Или же начальство думает, что штрафом отделается лишь тот, кто без отметки сел за руль, а руководство фирмы окажется не при делах? Как бы ни так! Дело обязательно пойдет дальше. И к административной ответственности будет привлечены и должностные, и юридические лица, о чем красноречиво свидетельствует статистика пензенского УГИББД. Если же фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители также привлекаются к ответственности и административным наказаниям.

До сих пор в ходу еще одно распространенное заблуждение: мол, организация может взять в штат медсестру, и она сама проведет предрейсовый осмотр и поставит водителям отметку в путевые листы. Так действительно было. И закон допускал это. Но… лишь до 2015 года. Вот уже три года проводить предрейсовые медицинские осмотры имеют право лишь те организации, которые получили лицензию на осуществление медицинской деятельности. Даже если осмотры проводятся исключительно для своих водителей, лицензию эту выдает региональное министерство здравоохранения. И заиметь ее не очень легко.

Разумеется, крупные АТП и компании, занимающиеся перевозкой пассажиров, позаботились о себе и получили лицензии Минздрава. А как быть остальным многочисленным фирмам и организациям? Конечно, никто не запрещает создавать пункт медосмотра внутри компании, но помните об обязательном наличии лицензии Минздрава. Гораздо проще прибегнут к услугам аутсорсинга регулярных медосмотров, оптимизировав тем самым весь процесс работы.

И тут на помощь приходят компании, специализирующиеся на предоставлении услуг по предрейсовому осмотру водителей. Одна из таких компаний — ООО «Автомед», крепко стоящая на ногах на пензенском рынке уже почти 10 лет. В 2015 году, как и положено по закону, «Автомед» получил лицензию областного Минздрава на осуществление медицинской деятельности.

— Сейчас мы обслуживаем порядка 15 юридических лиц и около 40 индивидуальных предпринимателей, — рассказывает руководитель ООО «Автомед» Антон Купрюшин. — В общей сложности предрейсовый медицинский осмотр у нас проходят около 500 водителей. С нами охотно сотрудничают государственные структуры. Например, в прошлом году мы работали с прокуратурой, вот уже несколько лет предрейсовые просмотры в нашей компании проходят все водители управления федеральной службы судебных приставов по Пензенской области.

— С ООО «Автомед» мы сотрудничаем уже несколько лет, эта организация зарекомендовала себя, как надежный поставщик услуг, — рассказывает главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела УФССП России по Пензенской области Жанна Локтионова. — В управлении ФССП России по Пензенской области и в территориальных отделах предрейсовый медицинский осмотр ежедневно осуществляют порядка 50 водителей. Это правило. Прежде чем выехать из гаража, водитель в обязательном порядке проходит предрейсовый медосмотр на наличие алкоголя и наркотиков, а также измеряет артериальное давление, после чего в путевом листе проставляется штамп с отметкой медицинского специалиста с указанием даты и времени, а в медучреждении в журнал заносятся соответствующие данные. Оплату услуг мы осуществляем ежемесячно, все возникающие вопросы с компанией очень быстро решаются. Наша организация уверена в качестве проведения предрейсового осмотра медицинским учреждением ООО «Автомед». От УФССП России по Пензенской области и от себя лично желаем этой компании дальнейшего процветания! И, конечно, будем сотрудничать!

Процедура прохождения предрейсового осмотра — не лишняя предосторожность, как думают некоторые, проводится она не для «галочки». И уж, разумеется, дело здесь, конечно, не в штрафах.

— Если водитель вышел на линию в состоянии алкогольного опьянения или же он просто нездоров, это может привести к непоправимым катастрофическим последствиям, — продолжает Антон. — Помните об этом. И если мы хотим жить в цивилизованном обществе, нужно не только вовремя платить зарплаты и налоги, но и следить за здоровьем своих сотрудников. Совершенно нормальная практика, когда работодатель уверен, что его водитель не употреблял наркотики и алкоголь, здоров и не представляет угрозы для других транспортных средств и пешеходов. Так все спокойны.


По всем вопросам, связанным с прохождением водителями обязательных предрейсовых медицинских вопросов, можно обращаться по телефону (8412) 544-888. Сайт — avtomedpnz.ru.

Лицензия № ЛО-58-01-001665 от 05.11.2015 г. (бессрочная) выдана министерством здравоохранения Пензенской области

Похожие статьи