11° ... 11°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Праздник Крещения Господня. Разговор со священнослужителем
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Коллектив информационного портала «Пенза-Онлайн» поздравляет всех верующих с праздником Крещения Господня. В преддверии праздника мы задали несколько вопросов настоятелю пензенского Храма Николая Чудотворца протоиерею Александру Филиппову.



— Отец Александр, что составляет само понятие «православного праздника»? Это право или обязанность? Есть ли в религиозном празднике место «веселью»? Какова необходимость присутствия на богослужении?

— Конечно, церковные праздники это, прежде всего, богослужение. В церковном календаре много дат, связанных с земной жизнью Спасителя: Рождество, Крещение, Сретенье, Благовещенье, Преображение и многие другие. Уже со второго века от Рождества Христова такие дни особо почитаются в христианской церкви. Составлялись специальные молитвы, тропари, кондаки, акафисты, посвящённые этим событиям. В них мы испрашиваем у Господа прощения за наши грехи и благословения, благодарим Его за то, что имеем в жизни, и за Его совершённый Им крестный подвиг.

 Такое отношение к праздничным дням проистекает из четвёртой заповеди Моисеевой: почитай день субботний. Понимая эту заповедь шире, мы распространяем её не только на определённые дни недели: субботу и воскресенье. Полагается чтить и дни, связанные с важнейшими событиями в истории человечества и жизни церкви.

Что касается бытового уклада нашей жизни — понятно, что все мы имеем множество обязанностей: семейные, профессиональные, обязанности по отношению к обществу, государству, Родине. Участие в богослужении, тем более, праздничном, очень желательно для человека, но это не должно приводить к нарушению его обязательств перед нашими окружающими, нашими близкими. Человек может обращаться с молитвой к Господу не только в ходе церковной службы, но и наедине с самим собой — это то же богообщение и, в определённом роде, его участие в празднике.

— Сейчас часто говорится, что люди хотят видеть более не обрядную, а содержательную сторону религии. С другой же стороны, на практике многие забывают о собственно вероучении, зато любят подчёркнуто соблюдать видимую сторону. В массовых купаниях в проруби на Крещение участвует большое количество людей. Для многих это просто развлечение. Среди них встречаются неверующие. Не является ли это профанацией праздничного дня?

— Каждый обряд наполнен определённым смыслом и является видимым выражением нашего благоговения. Многие говорят: я верую в своём сердце — прекрасно! Но в человеке есть и духовная составляющая (кто-то называет её душой, а кто-то понимает, как совокупность разума и чувств) и физическая. Поэтому внешние, видимые свидетельства нашей веры составляют её важную часть.

Это и церковные обряды, и осенение крестным знамением, и соблюдение поста. И, разумеется, участие в таинствах. Для физической природы человека это необходимые составляющие. Но сегодня мы действительно имеем сейчас сильные перегибы в понимании обществом крещенской традиции. Церковь никогда не относилась к этому как к чему-то необходимому. Погружение в прорубь есть лишь акт нашего видимого подражания действиям Спасителя, крестившегося в водах реки Иордан. Участие в праздничном богослужении — куда более важная составляющая праздника.

Бытует мнение, что человек крещенским купанием «омывает» свои грехи — нет и ещё раз нет! Очищение от грехов человеку даётся через раскаяние, молитву, исповедь. При крещенском купании этого не происходит. Очень печально смотреть, как это мероприятия превращается в какое-то беспутное веселье. Об этом порой стыдно говорить. Алкоголь, шашлыки — всё начинается ещё накануне, а при наступлении полуночи все в каком-то диком восторге несутся прыгать в прорубь.

Это чуждо православию, более того, это принимает скорее греховный характер. Видя это, митрополит Вениамин в своё время даже пытался ограничить подобные мероприятия, но до масс донести эту мысль оказалось довольно сложно.

— Христианские праздники — не просто памятные даты, а воспоминания о событиях, значимых для спасения человека. На Рождество празднуется приход в мир Богочеловека, Пасха – победа над смертью, открытие для человека дверей к жизни вечной. С догматической точки зрения, что стоит за событием Крещения Христа в водах Иордана?

— Не только смерть и воскрешение, но и всю жизнь Христа в совокупности следует рассматривать как спасительную миссию. Его жизнь, проповедь, чудеса, установление таинства евхаристии. Значение Крещения Господня можно понимать с нескольких сторон.

Во-первых, это начало общественного служения Спасителя. Христос пришёл к Иоанну Крестителю, когда ему исполнилось 30 лет. Именно с этого возраста по ветхозаветному закону человек имел права на проповедническую деятельность. Это самый ранний из дошедших до нас в Евангелиях эпизод из взрослой жизни Иисуса.

Во-вторых, крещение Иоанна Предтечи было отлично от крещения в нашем нынешнем понимании, так как ещё не свершилась спасительная миссия Христа. Это был символический акт покаяния. Тем не менее, на удивлённый вопрос Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — Господь отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тем самым подчёркивается преемственность ветхозаветного и нового порядка.

О третьем аспекте нам говорит другое название праздника — Богоявление. Когда Иисус крестился в присутствии народа, на него снизошёл Дух Божий в виде голубя, а глас Бога-Отца с небес засвидетельствовал его мессианское достоинство. Это один из эпизодов Библии, в котором нам явлена троичная природа Бога.

— Крещение — один из числа двунадесятых праздников. Традиционно он воспринимается едва ли не как третий по значимости после Пасхи и Рождества. Справедливо ли это?

— В определённом смысле, да. В первые века новой эры Рождество и Крещение вообще отмечались вместе — отсюда, кстати, возникла традиция Святок.

В девяностые годы на уровне центральной власти поднимался вопрос о том, чтобы праздник получил статус государственного и стал выходным днём. Это связано с тем, что церкви в этот день посещает не меньшее количество людей, чем на Пасху и Рождество.

Строго догматически, конечно, понятия «третий по значимости праздник» нет, но с точки зрения народных традиций это утверждение, определённо, справедливо.

— Благодарим Вас за Ваши ответы, отец Александр, с наступающим праздником Вас!

— Я также поздравляю всех с праздником Крещения и Богоявления! Очень желательно в этот день посетить богослужение, взять святой воды, освятить своё жилище. Встретьте с должным благоговением крещенский сочельник и сам праздник. Помните, что всякое разгульное веселье оскорбляет святость праздничного дня! И да прибудет Божье благословение со всеми нами.

Фото В. Белякова


Похожие статьи