Пенза против фестивалей. Часть 3. Нераскрытый потенциал Джаз-мая
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
(Окончание. Начало здесь. Продолжение здесь)

В кулуарной беседе с представителем областного Минкульта мы узнали о том, почему Пензе не стоит ждать крупных музыкальных фестивалей. В первой части статьи Читатель может ознакомиться с содержанием беседы и некоторыми нашими мыслями на заданную тему. Во второй свои комментарии дал Евгений Титков, проводивший в Пензе «Парк Рока»В третьей части нашего материала мы узнаем мнение организатора Джаз-мая Олега Рубцова.





— Олег, как строятся взаимоотношения Джаз-мая с органами власти?

— Прежде всего, надо понимать, что областная администрация не то что поддерживает фестиваль — его учредителем с 2011 года является Управление культуры и архива Пензенской области (теперь преобразованное в Министерство культуры и туризма), и проводит фестиваль именно эта структура через своего официального оператора ГАУК Пензаконцерт (до 2014 года Пензенская областная филармония). Это официально областное мероприятие. Ранее фестиваль финансировался из областного бюджета, на него выделялась определенная сумма, объем которой последовательно сокращался с 2012 по 2014 год. Сейчас из бюджета денег на него не выделяется ни копейки. Поддержка заключается в том, что

  а) фестиваль (разумеется, бесплатно) использует сцену ККЗ со всем штатным аппаратом (для справки аренда зала на 1 день превышает 200 тыс. руб.);

  б) в проведении задействованы все службы Пензаконцерта, от звукооператоров и администраторов до водителей и рабочих (для которых фестиваль — это часть рабочего процесса, т.е. они обслуживают его за зарплату);

  в) Пензаконцерт за счет средств от продажи билетов и собственных средств от других мероприятий оплачивает перемещения артистов, гостиницы, аренду звукового оборудования и частично гонорары;

  г) статус мероприятия, его фигурирование во всех правительственных пресс-релизах, участие первых лиц в пресс-мероприятиях.

  Кроме того, в этом году благодаря Министерству культуры мы получили возможность бесплатно разместить в общежитии Колледжа культуры и искусств более 20 музыкантов из Самары, которые приехали выступить на открытой площадке 20 мая.

  Что касается поддержки городской администрации, насколько я понимаю логику разделения бюджетов, город совершенно не обязан поддерживать областные мероприятия. Тем не менее, с помощью Алексея Никулина (рекламная служба города) мы получили частично бесплатное, частично льготное размещение анонсов фестиваля, благодаря Юрию Ильину и МУП "Зеленое хозяйство" газон бесплатно положили, демонтировали и вновь постелили около Дома Вероники.

  Хочу предотвратить спекуляции со стороны комментаторов: песчаная подушка, а также закупка и транспортировка газона полностью обеспечена спонсорами (105 тысяч рублей). Речь идет только об укладке и демонтаже. Наконец, управление культуры города обеспечило размещение анонсов во всех муниципальных учреждениях культуры и вообще со всех сторон за нас.
Джаз-май, кажется, смог вырулить на устойчивую бизнес-модель, хотя проблем у него хватает. Тем не менее, при совокупном бюджете в 2,4 млн. рублей, объеме кассы всего-навсего 670 тыс. и отсутствии бюджетного финансирования он себя вполне уверенно чувствует. Тут и стратегическое партнерство с некоторыми спонсорами, и форма представления этих спонсоров, и краудфандинг, и аренда фудкорта и еще какие-то составляющие.




— Согласны ли Вы с мнением, что фестиваль не является уникальным и не может рассчитывать на статус «визитной карточки Пензы»?

— Аналогичных мероприятий, на мой взгляд, не существует. Джаз-май с самого старта отличает сочетание двух форматов: выступления на бесплатной открытой площадке, которые помогают "втянуть" в фестивальный процесс большое число горожан, и концерты с участием звезд российского и зарубежного джаза на лучших площадках города для меломанов и ценителей чистого жанра. Фестиваль одновременно и популяризует сложную музыку, и удовлетворяет тех, кто в ней разбирается.

  Полноформатные джазовые оупены, в общем, для России редкость. Сколково-Джаз Игоря Бутмана, несколько фестивалей в курортных регионах (Крым, Краснодарский край), Джаз в усадьбе Сандецкого в Казани и коммерческий проект Усадьба Джаз, который в течение лета проходит в нескольких городах — это то, что я могу навскидку назвать. Но это все билетная история, любой прохожий туда не попадет. И, возможно, так никогда и не узнает, что это за музыка. Фестивалей в залах, разумеется, больше.

  Пенза, в отличие, например, от Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, даже Саратова и Самары (я не говорю о Москве и Петербурге) совершенно не джазовый город, к сожалению.Джазовые музыканты в городе пока еще есть, но практически нет регулярных составов. Аудитории не из чего выбрать — в полумиллионном городе джазовых концертов в год проводится не более десятка. Но фестиваля, подобного пензенскому, на мой взгляд, нет и не предвидится во всей нашей огромной стране.

— Тогда что нужно сделать, чтобы про фестиваль знали по всей стране и на него ехали гости из других городов?

—Несмотря на отсутствие активного продвижения фестиваля на другие регионы, к нам и сейчас приезжают люди из соседних городов. Да, их всего несколько десятков, но для этого не делается ничего вообще, кроме пары постов «Вконтакте». Именно эти люди активно пишут в комментариях, что фестиваль бомба и как им жаль, что такого нет в их городах. Об этом же говорят и российские музыканты, которые гораздо лучше, чем я, представляют себе фестивальную карту страны. Джаз-май реально мог бы стать точкой роста для местного событийного туризма.

  В прошлом году мы предложили Минкульту разработать трехдневный туристический маршрут для знакомства с Пензенской областью и приуроченный к фестивалю. Идея простая.Для приезда в Пензу, про которую ты ничего не знаешь, но, в принципе, не против посетить, нужен какой-то повод. Наше предложение — джаз-фестиваль необычного формата. Соответственно, вечера наполняется предсказуемо хорошей музыкой, а первая половина дня это парк Легенда, дом Мейерхольда и т.п.



Минкульт, отдаю должное, этот маршрут,вполне интересный и насыщенный,разработал и попытался объяснить туроператорам, что это за штука. С первого раза туроператоры не поняли. Просто не поняли.Я с ними встретился один раз мельком и прочитал это во взгляде.На том все и завяло.

  Я в этом году чуть было не затащил в Пензу реально мировых звезд: Тиграна Амасяна и КенниБаррона. Например, концерты первого в Москве и Питере прошли с аншлагом, это один из самых актуальных в мире пианистов; билетов не было в продаже за три недели до концерта. И мы с обоими почти договорились — подвела логистическая схема.

  Это я к чему —если бы имела место дополнительная финансовая поддержка, мы не в случайном, а в плановом порядке привозили бы в Пензу музыкантов, на которых гарантированно съезжались бы люди не только из соседних городов, но и из столицы. Поверьте, это абсолютно трезвая оценка.

  В какой-то степени фестиваль достиг статус-кво — нас никто не трогает, сильно не зажимает, позволяет пользоваться серьезными ресурсами Пензаконцерта. Но, похоже, веру в перспективу этого фестиваля и его реальный потенциал мы в кого-то вселить так и не смогли.Значит, будем лучше работать.

— А может ли выступить в качестве «визитки» предполагаемый фестиваль в Золотаревке?

—Что касается Золотаревского городища, несмотря на (будем честны) отсутствие того, на что там можно посмотреть (крепость же не сохранилась вообще), какую-то историю вокруг него, наверняка, придумать можно. Хороший фестиваль можно сделать вокруг чего угодно— или не сделать. Все будет зависеть от концепции и построения модели. Но я не понимаю, зачем делать ставку на то, чего нет и, возможно, не будет (элементарно не получится), если есть то, что реально работает и действительно выделяет Пензу из числа других территорий.

  Кроме того — тут просто здравый смысл — создать движуху в чистом поле / в лесу, заинтересовать народ и притащить его туда на четыре порядка сложнее, чем устроить интересное событие в черте города, где есть вся инфраструктура.

  На Тарханы тут кивать не стоит.Лермонтовский праздник складывался десятилетиями.

  Пока факт в том, что ни один объект Пензы не в состоянии генерировать постоянного монотонного притока туристов извне. Стратегия таких городов, как наш, на мой взгляд, должна заключаться в ежегодном предложении нескольких ярких поводов посетить город со всеми его достопримечательностями. То есть максимально конвертировать внешний трафик Джаз-мая, книжной ярмарки, фестиваля Мозжухина, Канители, и т.п. в массу посетителей каждой из выдающихся местных достопримечательностей.

— А есть в Пензе площадки, способные принимать события, на которых единомоментно будет присутствовать более 5000 человек?

—И «Рок над Волгой», и «Нашествие»много раз проходили в чистом поле. «Нет площадок» —это, к сожалению, отговорки и неверие в силы.Как собственные, так и тех, кто рядом.

Фото Александра Бондарева

Похожие статьи