Особый праздник. Разговор со священником
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Пасха — особый праздник. Даже новый год и день рождения имеют свойство приедаться, превращаться в рутину, иногда — в обязанность. Совсем иначе со Светлым Христовым Воскресеньем. Из года в год этот день окружает атмосфера радостного ожидания чего-то доброго, светлого. По сложившейся традиции, в канун праздника мы беседуем с представителем духовенства. На наши вопросы отвечает отец Александр (Филиппов).

1.jpg

— Отец Александр, тот, кто считает себя православным, не может быть в стороне от праздника Пасхи. Но когда человек может сказать, что он провел этот день должным образом? Где граница, определяющая, встретил ли верующий пасхальный день правильно или неправильно? По логике, такой границей могло быть принятие евхаристии — но ведь далеко не все причащаются в этот день, даже из тех, кто посещал праздничную службу.

— В этом вопросе множество аспектов. Во-первых, церковь подготавливает нас к Пасхе постепенно. Есть подготовительная неделя перед Великим Постом. Есть сам Великий Пост, каждая неделя которого посвящена тому или иному евангельскому событию, и увенчанный Страстной Седмицей. Все это составляет часть достойной встречи праздника Христова Воскресения.

Помимо этого, святые отцы неоднократно указывают, что следует по возможности чаще причащаться Великим Постом, прийти к таинству соборования. Крайне желательно посещение богослужения в последнюю неделю перед праздником. И, конечно, на сам день Пасхи — разделить эту радость со всеми христианами, находящимися в храме и одним сердцем, одними устами прославить Христа Воскресшего.

Многие священники говорят, что за время поста нужно прочитать хотя бы Евангелие, Псалтирь. Конечно, есть много причин, не позволяющих выполнить все эти установки в полноте. Но, как минимум, каждый может обратиться к Господу с искренней молитвой в этот день. Опять же, посетить храм, причаститься, можно хотя бы заранее.

— То есть, как такового, рубежа между «правильно» и «неправильно» нет, есть некий идеальный вариант, к которому мы посильно стремимся?

— Совершенно верно.

— Но есть и другая сторона вопроса. Для большого числа людей остается неизвестно значение таинств. Более того, многие считают, что быть крещенным, верить в Бога и соблюдать нормы морали вполне достаточно. С одной стороны, это проблема, с которой надо что-то делать. А с другой, активная миссионерская деятельность церкви часто сталкивается с неприятием определенной части населения. Как решать эту проблему?

— Начну со слов апостола Павла, который писал: «Вера от услышанного, а услышанное от сказанного». Поэтому говорить об этом определенно необходимо. Здесь я бы обратил внимание на проповеди, которые должны сопровождать каждое богослужение. Проповедь содержит не только призыв, не только нравственное наставление, она выполняет и разъяснительную, «образовательную» функцию. Так о значении Таинств смогут узнать те, кто уже обратился к вере, но пока мало знаком с догматикой.

Вы правильно заметили, если современный человек подозревает, что ему что-то навязывают, он начинает этому сопротивляться. Откровение Иоанна Богослова говорит нам о том, что Господь стоит у дверей сердца и стучит — и ждет, кто Ему откроет, и Он войдет, и будет с ним вечерять. Такая синергия — основа спасения. Мы должны говорить, проповедовать — но не купировать волю человека.

Церковь была гонима долгие годы в нашей стране. Но, как писал один из отцов Церкви II века Тертулиан, душа по природе — христианка. Вытравить из человека веру не получилось. В конце XX века очень много людей стали возвращаться к православию, креститься, венчаться. Но церковь была ослаблена тогда, и чья-то церковная жизнь была лишена понимания смысла догматов, таинств. Сейчас, в некотором смысле, эпоха вторичной проповеди — через публикации, выступления, работу воскресных школ, семинарий, частные беседы мы стараемся компенсировать этот пробел.

— Последние полтора месяца православные люди жили в достаточно четкой системе духовных координат. Пост готовил верующих к встрече Пасхального воскресенья. Когда этот кульминационный момент минует — что должно стать духовным ориентиром для людей на ближайшие месяцы?

— Основу в Священном Писании и Предании имеет не только Пасха и предшествующие ей недели, а весь годовой литургический цикл. Праздники Вознесения Господня, Пятидесятницы и другие — все они посвящены событиям, составляющим искупительный подвиг Христа. Помнить и понимать это необходимо, чтобы Пасха не стала тем рубежом, после которого можно почти на год забыть о богообщении и благочестии.

Как говорит Екклесиаст, всему свое время, есть время радоваться, есть время плакать. Великий Пост — это время покаяния, оплакивания своих грехов. Но вслед за ним идет время радости о воскресшем Спасителе. Радость победы жизни над смертью. И далее, по годичному богослужебному кругу.

— Хочется коснуться темы благодатного огня. В последнее время мы периодически слышим точку зрения, что это событие все же скорее ритуал, нежели чудо. В том числе, внутри церкви. Например, известный миссионер протодьякон Андрей Кураев обращал внимание на свидетельства в пользу «материалистической» версии. Как церковь смотрит на этот вопрос?

— Что касается отца Андрея, я поясню. У богословов, в том числе, современных могут быть так называемые теологумены — частные богословские мнения. Они не могут противоречить церковным догматам, скорее, конкретизируют какие-то вопросы. Например, есть мнение что человек трехсоставен: дух, душа и тело. Есть мнение, что двусоставен: душа и тело. Церковь не отрицает ни один из вариантов. Почему? Потому что это не влияет принципиально на главное — на дело нашего спасения. Если отец Андрей готов принять доводы в пользу естественного происхождения огня — это остается его частным мнением.

С другой стороны, мы часто сталкиваемся с попытками рационального объяснения чудес: и библейских, и современных. Например, переход израильтян через Чермное море. Якобы, сильный ветер дул и разогнал воду. Но если ветер мог держать стену воды, как же он не сдул людей? Или в советское время говорили, что хитрые попы, освящая воду, погружали в нее серебряные кресты, и поэтому она не портилась. Только забывали, что для этого надо через серебро пропустить электричество. Да и серебряных крестов в советские годы почти не оставалось — вся позолоченная и серебряная утварь исчезла в неизвестном направлении. Часть и вовсе использовали деревянные кресты.

Можно изыскивать какие-то доводы, чтобы опровергнуть чудесную природу благодатного огня. Но есть же масса свидетельств, что сами собой возгораются свечи у присутствующих в Храме Гроба Господня, а не только лампада патриарха иерусалимского в самом Гробе.

К тому же, не забываем, где все происходит. Это Израиль. За церемонией следят и иудеи, и мусульмане. Поверьте, если бы они увидели подтасовку, то молчать бы точно не стали.

Поэтому церковь считает сошествие благодатного огня чудом — как и много других чудес, совершающихся до сих пор.

Похожие статьи