Мир в объективе: автостопом по России и не только
Журналист
Журналист
Пожалуй, каждый хотя бы раз в жизни мечтал оставить недоевшую рутину и пуститься в настоящее, честное, джеклондоновское путешествие, полное приключений и невероятных открытий. Каждый мечтал, а в жизнь эту мечту воплощали единицы. Один из таких романтиков — пензенский фотохудожник Сергей Козлов, объездивший автостопом добрую половину России.



Дух места и дорога без конца


Сергей вспоминает: оба этих увлечения: и фотография и путешествия еще в детстве передались ему от деда-фотолюбителя, по долгу службы часто выезжавшего в дальние командировки. Оттуда же, из детства, воспоминания о самом первом фотоаппарате: старенькой немецкой «Практике», которую было невероятно интересно крутить в руках и слушать щелчки, доносящиеся из механического нутра. Долго, впрочем, это не продлилось —«Практика» приказала долго жить, но страсть к фотографии осталась, чтобы со временем переродиться в нечто куда более серьезное.

  Первое большое путешествие — вернее, тогда оно казалось большим, а сейчас вспоминается с улыбкой — поездка автостопом на Грушинский фестиваль под Самарой.

— Было это в восьмом или девятом классе, —продолжает Сергей. — И я тогда сделал лучшее, что только мог сделать — потерял рюкзак. Потом по возвращении домой пришлось сочинить трагическую историю про злых воров в электричке, которые стянули у бедного ребенка вещи.



Дальше — больше. Карелия, Байкал, Армения, спящая под вечными снеговыми шапками Сибирь, солнечный Крым — география поездок постепенно расширялась, охватила к настоящему дню добрую половину России и даже выбралась за ее пределы. Все расстояния, какими бы длинными они ни были, Сергей преодолевает своим ходом: где на попутках, где на электричках, а где и пешком. Конечно, это намного опаснее и тяжелее, чем путешествовать самолетом или поездом. Но сильные духом — последние романтики, которых не пугают тяготы дальних дорог — найдут в этом свою особенную прелесть.

— Если ехать с группой по известным туристическим маршрутам, то получается такое путешествие для галочки, — рассказывает наш собеседник. — Приехал, сделал фото «я у столба» и отправился домой. А вот передвижение своим ходом дает возможность почувствовать место. Ощутить его дух, атмосферу и сказать себе: «Да, я действительно здесь был».



Помню, например, армянский город Гюмри. Там есть слободка, построенная еще при царской власти. Для фотографа — просто рай. Длинные улицы, дома из черного туфа, резные двери, старинная ковка на окнах. И тут же — маленькие душные дворики с длинными, взбегающими как будто прямо в небо лестницами, орущей детворой и разноцветным тряпьем на балконах. Удивительные впечатления. Если просто пробежать по городу и мельком осмотреть главные достопримечательности, а на большее у туристов, как правило, времени не хватает —всего этого не увидишь и не почувствуешь.

Цена удачного кадра


В этом же — в понимании места — по мнению Сергея, кроется и секрет хороших фотографий. В этом, а еще, пожалуй, в невероятном упорстве и готовности терпеть любые невзгоды ради одного-единственного удачного кадра.
— Была забавная история, — вспоминает Сергей. — Тоже в Армении. В октябре я отправился в Закавказье на горные перевалы — снимать красивые рассветы. Это, конечно же, надо было еще додуматься — осенью там обычно льют бешеные ливни. Но я вот додумался. Приехал, расположился недалеко от Татева — это горный монастырь в Сюнинской области. Поставил палатку, думаю: «День хороший — теплый, солнечный, небо чистое. Будем утром мне счастье!». Побродил по окрестностям, наметил точки съемки и лег спать.

Проснулся в пять утра от стука капель по брезенту. Высунулся из палатки — ливень стеной, и туман по земле стелется. Спустя несколько часов ливень стих, я, обвешавшись аппаратурой, выбрался на свет Божий и отправился на первую точку. Только добрался — снова полило. Я, кое-как замотав камеру в дождевик, бросился обратно. Так повторялось раза четыре.

Ливень стихнет, я бегу на точку, только добираюсь — он начинается снова. В конце концов, получилось несколько осенних картинок: мрачноватых, но атмосферных. Только потом, уже приехав домой, я понял, что мне повезло: фотографий Татева в солнечную погоду в интернете полным-полно, а вот в пасмурную — по пальцам пересчитать можно.



Стоит рискнуть?


Еще один несомненный плюс путешествий автостопом — новые знакомства. Ведь погружение в чужую культуру невозможно без общения с ее носителями.

— Меня, например, очень сильно впечатлили восточные люди, — рассказывает Сергей. — Все, что говорят о традиционном восточном гостеприимстве – чистая правда. В Гюмри — это второй по величине город Армении — мне довелось какое-то время пожить у замечательной пары, дедушки Аванеса и бабушки Тамары. С дедушкой Аванесом мы познакомились совершенно случайно: он стоял во дворе, а я проходил мимо. Разговорились о чем-то, слово за слово, он пригласил меня в гости. В свой старый дом, который много-много лет переходил от одного поколения другому. Вот так вот просто, фактически человека с улицы.



Словом, многое уже познано и понято, многие тропы открыты, многие удачные моменты пойманы в ловушку фотографии. Но не открытого и не познанного осталось куда больше — больше даже, пожалуй, чем способна вместить одна человеческая жизнь. Путешествия своим ходом, даже на самые небольшие расстояния — дело непростое.

Но если в вас есть хоть капля авантюризма — подумайте. Путь в тысячи и тысячи километров начать очень просто. Достаточно лишь свернуть однажды с нахоженных троп.

Похожие статьи