Кто ответственен за пожарную безопасность в ТЦ, и почему за соблюдением противопожарных норм следит управление архитектуры
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
После трагедии в Кемерово в ГУ МЧС России по Пензенской области оперативно провели брифинг.

78.jpg

Требования закона


Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС РФ по Пензенской области Эдуард Кустов кратко изложил ситуацию, которая складывается в регионе с объектами массового пребывания граждан, к которым, в первую очередь, относятся торгово-развлекательные центры.

Всего на территории региона расположено более 2800 объектов с массовым пребыванием людей, все они находятся на особом контроле сотрудников МЧС.

Все объекты защиты делятся на пять категорий риска (высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого) и для каждого существует своя периодичность проверки.

Торгово-развлекательные центры попадают в категорию среднего или умеренного риска и должны проверяться не чаще одного раза в пять и семь лет соответственно. К ним предъявляются следующие основные требования: наличие свободного подъезда, исправной пожарной автоматики, системы дымоудаления, системы автоматического пожаротушения, наличие и удовлетворительное содержание путей эвакуации (любой человек должен иметь возможность самостоятельно открыть дверь и выйти наружу), наличие первичных средств пожаротушения (огнетушителей).

— Как бы хорошо не было оснащено здание, большое значение имеет человеческий фактор. Руководитель несет персональную ответственность за пожарную безопасность, у него должны быть специально обученные люди, круглосуточно следящие за ситуацией, — отметил Эдуард Кустов.


Периодичность проверок нельзя изменить. Порядок и сроки их проведения регламентированы действующим законодательством. Но можно инициировать внеплановую проверку, по результатам обращения граждан. Если любой гражданин обнаружит на объекте массового пребывания факт явного нарушения противопожарных норм, он может написать жалобу или обращение в ГУ МЧС РФ по Пензенской области, на которую работники Управления обязаны отреагировать путем проведения внеплановой проверки.

— Согласно требованиям действующего законодательства, мы обязаны известить организацию, являющуюся объектом проверки, в трехдневный срок до момента ее проведения. За это время руководство объекта, как правило, успевает принять меры к приведению в соответствие с пожарными требованиями всего здания. Все входы открываются, первичные средства пожаротушения приводятся в порядок. Очень часто после проведения такой проверки все возвращается в первоначальное состояние.


Требования здравого смысла


Каждый сотрудник торгово-развлекательного центра должен четко знать свои обязанности на случай различных чрезвычайных ситуаций и неукоснительно исполнять их. Если удастся исключить формальный подход, трагедии можно будет избежать.

Многие крупные торгово-развлекательные центры в регионе построены недавно и подпадает под так называемые «каникулы», когда существует коридор проверочных мероприятий. Также график плановых проверок вывешивается в интернет на сайте прокуратуры. Есть время подготовиться и никого не «застают врасплох».

На вопрос о том, как осуществляется приемка готового строительного объекта, специалисты ГУ МЧС по Пензенской области пояснили, что с 2007 года законодатели сняли с МЧС такую обязанность. Принимает объекты только управление архитектуры. Формально оно же и следит за соблюдением всех норм, в том числе и противопожарных, при приемке объекта в эксплуатацию. Ответственность за несоответствие объекта пожарным нормам они не несут, поскольку в приемочной комиссии не состоят. Сотрудники МЧС отвечают за ликвидацию последствий ЧС на объекте.

Заданы были на брифинге вопросы об алгоритме реагирования работников МЧС на подобные ситуации, какие приоритеты существуют при осуществлении спасательной работы.

Вячеслав Тарасов, заместитель начальника управления отдела управления надзорной деятельности рассказал, что любой сотрудник МЧС знает — в приоритете всегда спасение человеческой жизни, а потом уж обеспечение сохранности имущества. В случае возникновения подобных ЧС нужно помнить об этом и обращаться за помощью к спасателям в любых сложных ситуациях.

Что делать в чрезвычайной ситуации


Гражданам также необходимо знать и уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. При эвакуации из торгового центра им следует: соблюдать спокойствие и порядок, покинуть здание согласно плану эвакуации, не обращать внимания на забытые ценные вещи. Нельзя подниматься на более высокие этажи, пользоваться лифтом, не пытаться разыскивать друзей и знакомых.

Если Вы находитесь в торговом центре с ребенком, то держите его за руку! Ориентироваться нужно по знакам, которые расположены на стенах. Практически во всех местах общего пребывания имеется информация о месторасположении эвакуационных путей. Также имеются стенды, на которых есть информация об ответственных за такие пути. Всегда можно обратиться к этим людям.

Нет ничего сложного в том, чтобы перед приемом лекарства прочитать инструкцию по его применению. Почему же тогда нам сложно, придя в крупное торговое здание, озаботиться вопросом о том, как, в случае чего, мы сможем его покинуть. Мы всегда надеемся на кого-то, что есть человек, который отвечает за все, с которого могут потом спросить. Потом спросят, это уж точно. А ваша жизнь — это только ваше дело.

Будьте внимательны к себе и своим детям. Если оставляете их одних, сделайте так. чтобы оказаться рядом с ними в максимально короткий срок по первому требованию.

Фото автора

Похожие статьи