Краудфандинг в Пензе. Много возможностей, но мало проектов


— Расскажите о видах краудфандинга, ньюансах, которые связаны с каждым из них
— Есть несколько видов краудфандинга. Кто-то собирает средства на личный или общественный проект на своем сайте, использует свой профиль в социальных сетях и просто привязывает номер, условно говоря, яндекс-кошелька. Некоторые используют готовые площадки типа boomstarter.ru, planeta.ru.
Есть и ставшие уже привычными ящики-копилки самых разных благотворительных фондов в торговых центрах и других общественных местах, назовем это аналоговым краудфандингом.
У всех этих способов есть плюсы и минусы. Кто собирает у себя, те больше рассчитывают на свои социальные мускулы, а те, кто размещается на площадках, — они, во-первых, хотят больше денег привлечь и, во-вторых, хотя заразить этим не только своих друзей, но и посторонних людей из других городов, а в идеале — из других стран. С разной степенью успешности все это делается.
Если говорить о Пензе, то года три-четыре назад проходила самая, как мне кажется, успешная кампания, когда весь город был заклеен фотографиями девочки, которой требовалось 8 млн. рублей на операцию. Фантастическая сумма и замечательно, что все получилось, но тут следует учесть, что была мощнейшая информационная поддержка большого количества СМИ, а собирали они, кстати, на обычный Яндекс-кошелек.
— На что чаще всего собирают средства?
— Первое большое направление — благотворительные сборы на лечение. Это, видимо, самый многочисленный вид народного финансирования, он стал уже привычным и понятным. Проще собираются деньги на детей, на взрослых деньги собрать куда сложнее. Вот совсем недавно фонд «Гражданский союз» собирал средства на лечение молодого парня — Александра Кирюшатова, было собрано полтора миллиона рублей, длился проект около года.

На фото Александр Кирюшатов
Мы сумели, кстати, не только деньги собрать, нам удалось познакомиться и с самыми разными людьми, которые оказались незаменимы в этой ситуации. Кто-то в Москве разузнал все о клиниках, в которых можно было организовать прием для Саши, кто-то купил бесплатный авиабилет за накопленные баллы, сопровождающего находили, были еще люди, оказавшие помощь разного рода, если конвертировать все это в деньги, то, я думаю, тоже вышла бы большая сумма. Правда, размещались мы с этим проектом на planeta.ru, не на своем движке.
Почему? Если собираешь на благотворительные проекты, то там берется минимальная комиссия и вдобавок у них есть бесплатная услуга, когда они предоставляют менеджера, который тебя постоянно подталкивает, дает советы по ведению проекта, все эти советы очень полезны, там работают очень профессиональные люди с большим опытом в этой сфере. Это очень удобно. Но даже при наличии таких наставников надо самим постоянно заниматься проектом. Многие думают, что достаточно завести эту страничку с проектом, и деньги сами польются со всех сторон, но это лишь фантазии.
Второй большой пласт проектов, на которые пытаются собрать деньги — это творческие проекты: от очень индивидуальных (к примеру, человек хочет издать свою книгу стихов) до масштабных – вспомним наш Джаз-май. Но в отличие от благотворительных проектов, за ведение подобных кампаний на краудфандинговых платформах берется достаточно большая комиссия, надо это учитывать.
А вообще собирают много на что, все зависит от смелости. Кто-то себе на учебу, на каникулы даже пытается собрать, кто-то на социальное предпринимательство собирает, кто-то на какие-то безумные на первый взгляд проекты, имеющие отношение к изобретениям или разработкам – это уже нечто похожее на старт-апы.
— Может возникнуть вопрос, почему же подобными методами не пользуются в случае привязки к государственным органам? К примеру, требуется какое-то оснащение в учреждение дополнительного образования или в медицинское учреждение, а государство его обеспечить не может, есть ли возможность попробовать сделать это в частном порядке при помощи краудфандинга?
— Тут ответ будет таким, что пробовать-то можно, более того, при грамотном ведении проекта наверняка можно проблему решить, но если вдруг что-то подобное сработает, выстрелит, боюсь, что данному учреждению не поздоровится, да скажем прямо — влетит от соответствующего Министерства.
— Посмотрев самые известные краудфандинговые ресурсы рунета за всех годы их существования, можно понять, что по сравнению с другими регионами Пенза, скажем мягко, весьма скудно представлена. С чем это можно связать? Ведь, казалось бы, придумывай проект — и дерзай, все возможно, но мало, кто тем не менее проявляет активность.
— Самые разные предположения. Либо у всех денег много и на все хватает, возможно, Пенза — город подпольных миллионеров, либо никому ничего не нужно, иницитивных граждан не хватает. Второе — более вероятно, ибо, судя по опыту нашего фонда, мало кто стремится придумать, обосновать и оформить какое-то начинание. Мы же выделяем гранты под хорошие проекты, это все достаточно просто, но от жителей Пензы получаем очень мало заявок на организацию чего-то интересного и социально значимого, особенно по сравнению с другими регионами.
Источник фото: из архива О. Шарипкова