Будут ли к новому учебному году готовы все пензенские школы
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Немногим более трех недель остается до начала нового учебного года. Подготовка образовательных учреждений Пензенской области поэтому вступила в наиболее активную фазу. В спешном порядке ремонтируют здания и помещения, меняют старые окна на новые, обновляют мебель и оборудование, и т.д. А как иначе? Ведь детям скоро в школу.



Массовой проверке на предмет готовности к очередному учебному году школы лицеи и гимназии, а также детсады, организации дополнительного и профобразования, как правило, начинают подвергаться в августе. Комиссии, в состав которых обычно входят специалисты Роспотребнадзора, Госпожнадзора, УМВД, образовательных ведомств, администраций, и т.д., «шерстят» образовательные учреждения, выявляя какие-либо нарушения — не до конца отремонтированные сооружения, несоответствие требованиям противопожарной безопасности, не должным образом оборудованные пищеблоки, и т.д.

Подобные мероприятия именуются как приемка образовательных организаций. Многолетняя практика показывает, что без недостатков, мелких ли, основательных ли, хоть где-нибудь, да не обходится. Естественно, что и без придирок, мелких ли, основательных ли, со стороны проверяющих этот процесс неизбежен. В основном, по словам педагогов, «лютуют» пожарные. Могут состроить «козу рогатую» и дяденьки или тетеньки с Ропотребнадзора, оценивающие состояние пищеблоков, следящие за маркировкой школьной мебели, и т.д.

По мнению ряда опытных педагогов, приемка образовательных организаций всем скопом проверяющих в большей степени усложняет и несколько затормаживает процесс. Разумнее, по их мнению, была бы проверка и выдача предписаний со стороны каждой из структур по отдельности. Но заведенные правила игры не меняются. Хотя в ряде структур, похоже, имеют место размышления в попутном направлении. В прошлом году, помнится, немало пензенский люд повеселило сообщение о заочной проверке образовательных учреждений соответствию требованиям пожарной безопасности со стороны регионального ГУ МЧС. На деле же оказывается речь шла о предварительной проверке вне состава комиссий или рабочих групп.

Не первый год в регионе практикуется так называемая ранняя приемка школ. Это когда они на предмет готовности к очередному учебному году проверяются уже в июне, когда толком не успевают завершиться экзамены и отшуметь выпускные балы. И вердикт о готовности какого-то конкретного общеобразовательного учреждения к новому учебному году может выноситься тогда же.

Чиновники от образования полагают такую практику вполне нормальной. Мол, если все самое значимое отремонтировано и подлатано, то почему бы учреждения не признавать годными к учебному году заблаговременно, а их руководителей отправить в отпуск, полагающийся по трудовому законодательству. А если и не пройдет кто-то приемку, не беда, ведь впереди август.

С другой стороны, у практики ранней приемки имеются и оппоненты. Ведь одной из приоритетных задач образовательных организаций является создание безопасных и желательно комфортных условий, при которых помимо гарантии сохранения жизни и здоровья детей должны обеспечиваться качество и эффективность образовательного процесса. А возможны ли комфорт, качество и эффективность при условиях прохождения ранней приемки?

В школах, прошедших ее, могут утверждать, что недостатки устранялись и весь необходимый ремонт проводился по ходу завершившегося учебного года. Но как-то сомнительно, что за каникулярные и праздничные дни возможно отремонтировать все на совесть. Можно, конечно, проводить работы и в обычные учебные дни. Но о какой тогда эффективности образовательного процесса может идти речь, если во время уроков раздается стук молотков или грохот перфоратора, а в коридорах и кабинетах ощущается запах краски или каких-либо растворителей? Да и в июне работают пришкольные лагеря для тех же учащихся.

В нынешнем году информация о ранней приемке пензенских школ широко не распространялась, хотя, по некоторым свидетельствам, в ряде образовательных организаций областного центра она проводилась. Основной же этап приемки стартовал, судя по сообщению, которое на своем сайте опубликовало  министерство образования Пензенской области, стартовал в конце июля.

На подготовку к грядущему учебному году, согласно официальным данным, из муниципальных бюджетов выделено более 60 миллионов рублей. Хватит ли этих денег на все нужды? Ранее доводилось слышать разговоры о том, что именно нехватка средств в необходимом количестве без привлечения денег родителей учащихся или, кому повезет, спонсоров, являлось препятствием для своевременного окончания всех необходимых работ по устранению недостатков. Некоторые педагоги припоминают, как однажды бывший пензенский губернатор Василий Бочкарев в ответ на оправдания директора одной из школ по поводу нарушения сроков окончания ремонта и его просьбы «подкинуть» что-нибудь для своевременной сдачи, произнес: «Да с деньгами-то любой дурак сдать может, а ты, если не дурак, попробуй без них обойтись».

Изначально предполагалось, что итоги готовности образовательных организаций к грядущему учебному году должны были быть подведены и согласованы всеми ведомствами и службами к 20 августа. Однако уже 7 августа на оперативном совещании в областном правительстве было выражено опасение, что несколько школ 1 сентября могут не принять учеников, поскольку попросту к этому не будут готовы. В связи с чем губернатор Иван Белозерцев распорядился посетить проблемные учреждения, ускорить ремонт, но к назначенному сроку объекты сдать.

Пора сейчас напряженная. Но излишне волноваться все же вряд ли стоит. Практика показывает, что не устраненные нарушения, даже не мелкие, в Пензенской области не являются где бы то ни было препятствием для начала образовательного процесса. Который регулярно стартует в первый день первого осеннего месяца. И в самом начале учебного года, когда школьники начинают еще только «вкатываться», не так уж и сложно пожертвовать некоторыми комфортными условиями при устранении оставшихся недостатков.

Похожие статьи