Блуждающие арт-объекты Пензы
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

В последнее время на улицах Пензы все чаще появляются новые мини-скульптуры или арт-объекты. Их судьба при этом различается существенно.

Арт-объект

На улице Володарского красуется «Дама с собачкой». А на Московской прописался «Ювелир». Они давно прижились там, где были установлены, и никаких возмущенных воплей не вызывают. В то время, как несчастную «Школьницу» после бурных дебатов в прошлом году убрали с улицы Московской, а в нынешнем - она «воскресла» у парка имени Ульяновых. А с наступлением текущего месяца гонениям подверглось другое произведение современного искусства.

В европейских странах современное искусство некий статус элитарности давно сменило на доступность для массовой публики. Покинув музеи и галереи, абстрактные и причудливые сооружения заполонили улицы городов.

Россию же подобный publik-art стал завоевывать чуть позже. Причем зачастую без какой-либо предварительной подготовки в виде, скажем, музейных выставок. И где-то это завоевание происходило достаточно мирно, а где-то имели место ожесточенные дискуссии и уличные протесты — митинги, демонстрации.

Со временем все более или менее утихомирилось. Хотя порою общественность выступает против установки того или иного арт-объекта вообще, либо на каком-то конкретном месте. И порою происходят акты вандализма. Причем и в отношении тех конструкций, которые не вызывают отторжения, и к которым даже местное население и гости того или иного города испытывают некоторую симпатию. Скажем, памятник мультяшному котенку с улицы Лизюкова в Воронеже. Усы котенка, выполненные из проволоки, периодически отламывают, и их приходится восстанавливать.

У нас также нет-нет, да и тоже не прочь что-нибудь отломить у подобных объектов. У того же «Ювелира» в свое время была отломана ложка в кружке, а затем он лишался и кольца в левой руке. В Заречном установленному возле одного из торговых центров быку из металлического вторсырья уродовали хвост, отламывали рог.

Вспомним теперь о новом арт-объекте, подвергшемся гонениям. Недавно в Пензе возле новообразованной остановке общественного транспорта «Фонтан» появилась замысловатая фигура, собранная из разного металлического автохлама. Которая вызвала вопросы относительно того, что же, собственно, сие творение из себя представляет. Одни искренне полагали, что это свинья или кабан. Другие при более детальном рассмотрении приходили к выводу, что это все же медведь.

Долго, впрочем, этот объект у «Фонтана» не простоял. Городские власти приняли молниеносное решение о его демонтаже. Комментируя эту ситуацию, главный архитектор Пензы Зуфар Зиятдинов заметил, что любое сооружение, формирующее городское пространство и окружающую среду, которое хочет установить юридическое лицо, необходимо согласовывать с управлением градостроительства и архитектуры во избежание хаоса.

Как поведал Зуфар Зиятдинов, согласование происходит в течение всего лишь одного дня. За который должны быть оценены художественно-эстетические характеристики арт-объекта и уточниться его оптимальное место расположения. По поводу художественно-эстетических характеристик «косолапого кабана» главный архитектор Пензы ничего не сказал, заметив лишь, что место выбрано неудачно.

Что касается эстетики исчезнувшего с «Фонтана» объекта, то, как при любой другой аналогичной ситуации можно применить пословицу «На вкус и цвет товарищей нет». Можно вспомнить, как в прошлом году по поводу той же «Школьницы» Юрий Кривов, пребывавший тогда в должности пензенского мэра, заметил следующее: «Если у нас у всех разные эстетические пристрастия, можно по этому поводу «кувыркаться» на разных форумах и критиковать. Но не знаю... Стилизованная девочка... Понятно, что кому-то она кажется менее симпатичной, чем другим».

По поводу неудачно выбранного места тоже возникают некоторые вопросы. Современные скульптуры различных форм, созданные из разного хлама, которые порою на чей-то взгляд выглядят просто безобразными, сейчас выставляются на улицы многих российских городов. Причем не только на городских задворках.

На просторах Нижегородского Кремля, например, довелось лицезреть композицию «Игрушки города Выксы». Этими «игрушками», представляющими собой серию минималистических скульптур из сварного металла, пожалуй, только пугать можно, причем не только детей. Но ничего, никто не роптал и не рассуждал относительно неудачно выбранного места расположения. А, сдается, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс столицы Приволжского федерального округа является местом более престижным, чем пензенский Фонтан.

Где-то убыло, где-то прибыло. Сейчас «косолапого кабана» можно увидеть у одного из арбековских павильонов компании телефонной связи, который расположен возле торгового комплекса «Онежский». Возможно, это место с точки зрения главного архитектора для этой груды металлолома является более удачным. Но, на мой взгляд, Фонтанная площадь не более предназначена для множества каменных глыб, символизирующих непонятно что, чем новый остановочный павильон на улице Кирова для металлического, пусть будет, медведя. Но это опять же — «на вкус и цвет...».

Похожие статьи