Знаковый спектакль театра «У Моста» на фестивале «Маскерадъ»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В рамках театрального фестиваля «Маскерадъ» 29 октября на сцене Пензенского драматического театра театр «У Моста» из Перми представил эксцентрическую комедию «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана.

  

Эта пьеса написана драматургом в 1925 году, и ее сценическая судьба изначально складывалась очень хорошо. Первым постановщиком «Мандата» в театре под собственным руководством стал Всеволод Мейерхольд, а исполнителем главной роли был известнейший актер Эраст Гарин, спектакль получил массу восхищенных отзывов.

Тема приспособления обывателя к новому строю с целью извлечения максимальной для себя выгоды в сатирическом прочтении по большому счету хорошо работала на идеологию времени. Однако достаточно быстро «Мандат» исчез с театральных подмостков по целому ряду причин. В 1933 году драматург был репрессирован, да и критика, первоначально восторженная, полилась уже из других уст, и в качестве «слабостей» пьесы приводилась масса аргументов.



Действие происходило в эпоху НЭПа, которая сама по себе была недолгой и эксплуатировать выведенные Эрдманом образы годами не получилось бы, кому-то показалось, что отсутствие положительных героев и перевоспитанных Советской властью негодяев — тоже минус, существовали также мнения, что автор осознанно или нет вызывает симпатию к своим героям, проявляет снисхождение, чего быть в принципе не должно.

Пермский театр «У Моста» был первым, кто обратился к пьесе после ее долгого забвения в 1988 году. Перед спектаклем режиссёр, создатель и художественный руководитель театра Сергей Федотов отметил, что с пензенским краем «У Моста» связывает очень многое.

Одним из первых фестивалей в творческой жизни этого коллектива был театральный фестиваль «Бум» в Кузнецке, после которого пермяки неоднократно приезжали со спектаклями и в наш город, и в область; творческие и дружеские связи, появившиеся за эти годы между актерами и зрителями наших похожих по названию городов, крепли и приумножались.

Кроме того, Федотов обыграл интересное нумерологическое совпадение: 7 октября этого года театру «У Моста» исполнилось 29 лет, первой сыгранной пьесой была именно пьеса «Мандат», а 29 октября им выпал жребий играть ее на «Маскераде».



Пьесу немного переработали, освежили, по словам режиссера, в новой версии принимают участие актеры, которые были задействованы и в самом первом спектакле, правда, уже в иных ролях.

Немного о содержании. Семья Гулячкиных: посредственный, ничем не занятый молодой человек Павел, его некрасивая, но активная в поиске проведения досуга сестрица Варвара и их мамаша — бывшая владелица гастронома пытаются приспособиться к новой жизни. У Гулячкиных все еще есть прислуга — кухарка Настя, кроме того, чтобы продолжать жить, не трудясь, им приходится сдавать комнату нервному холостяку в годах Ивану Ивановичу. Мамаша Гулячкина ждет в гости важного человека Олимпа Сметанича, он хотел бы сосватать своего сына Валериана за Варвару.

В этом потенциальном браке расчет у каждого свой: Гулячкины хотят более сладкой жизни, к тому ж девица — не красавица, Сметанич требует взамен «родственника-коммуниста» уж неизвестно для каких нужд, и именно Павла решено принести в «жертву режиму».

Павлуша быстро смекает, что возможность стать коммунистом дает ему шанс войти в идеологически привилегированный мир, а заодно покуражиться над родными. Тон начальника и пассы вроде стучания кулаком по столу, а также сладкие грезы о приятных бонусах мгновенно принялись на почве этой никчемной, но алчной до власти личности, и заколосились в невиданных масштабах.

Если во времена Эрдмана семья Гулячкиных изображала типичных мещан, то есть людей ушлых, но по большому счету мирных, то у пермяков главный герой в исполнении Сергея Мельникова напомнил мне больше такого представителя «пьяной матросни» или Шарикова, или, если брать времена более недавние, сына Елены из фильма Звягинцева. Такой, знаете ли, полугопник: агрессивный, тупой, но сметливый по поводу того, где тепло, где можно взять то, что плохо лежит, растолкать локтями, а при случае и пригрозить расправой.

Это страшный человек, именно он, как мне показалось, несколько парализовывал смех, заложенный в пьесе, в то время как остальные герои: как раз донельзя ушлая мамаша (Марина Шилова) и, я бы сказала, достаточно оригинальная, вызывающая некую неочевидную симпатию Варвара (Мария Новиченко), а также чудак-сосед (Илья Бабошин) и простая, глуповатая, но добрая Настя (Алевтина Боровская) и компашка зашоренных, но совершенно безобидных идиотов-монархистов Сметаничей вызывали своим появлением и произносимыми текстами —в чьих-то устах гипертрофированными, а у иных — нарочито лексически обедненными, искренний смех. В любом случае все актеры играли замечательно, все были на своих местах.

Но именно потенциальная угроза таких как Павел дала спектаклю нужный нерв, как мне показалось, внесла что-то вневременное, острое, ибо в целом постановка была профессиональная, очень качественная, смешная, но не очень «зубастая». У этого «Мандата» — авторский финал: приходят люди в черных кожаных тужурках и расстреливают весь этот неопределившийся мирок, этот дрейфующий планктон, отвечая таким образом, на все их идиотские вопросы о том, когда «настанет это старое время».



И, как мне видится, как раз Павел-то мог запросто стать одним из этих «людей в черном». Тут следует упомянуть единственную сценографическую неудачу «Мандата», а именно — висящий на занавесе портрет товарища Сталина. Он был там не только с самого начала спектакля, а вообще банально встречал всех зрителей, заходивших в зал, а чуть позже придававший оттенок абсурда и приветственным речам худруков театров и ведущей фестивального дня.

Это несколько зависевшийся портрет вполне мог бы появиться гораздо позже — настолько «не сталинским» (повторюсь, за исключением Павла) было происходившее действо со всеми его будуарными дуэтами кухарки и соседа, монархическим шапито Сметаничей, пародией на атавизмы Серебряного века в лицах Валериана (в исполнении бывшего актера пензенского театра Доктора Дапертутто Льва Орешкина) и Варвары, и даже компашкой сомнительных пролетариев, которых позже как раз переодели в тужурки палачей.



Во всем остальном визуально спектакль просто безупречен: от декораций и их возможностей трансформации до реквизита (настоящий старый сундук, отлично пошитое парадное платье, кастрюля с молочной лапшой на голове соседа и пр) до отточенных сценических движений, с балкона было особенно заметно, насколько режиссер и его труппа хорошо мыслят, скажу так — в 3D. С любой мизансцены — от потасовки и кучи-малы до поклона просто жанровую картину можно писать.

Резюмируя увиденное, можно предположить, что в данном случае театр на порядок выше выбранной пьесы. Не зря же в нашем городе коллектив «У Моста» пользуется особенной популярностью, «партерные», да и все остальные билеты на «Мандат» разошлись гораздо быстрее билетов на прочие постановки. Мне же впервые удалось посмотреть на работу «У Моста» и попытаться понять тех людей, которые из всего фестивального многообразия предпочли идти только на пермяков (а таких немало), как на «гарантов качества».

Поняла, но в условиях фестиваля лишь отчасти, ибо все познается в сравнении, полюбопытствовать насчет других постановок всегда будет не лишним.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи