«Я покажу ему точнейшее Христа Преображенье.  И неприступность гордую хрустальных скал»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
26 сентября – день рождения одного из ключевых актеров немого кинематографа, нашего земляка - Ивана Мозжухина.
"Вконтакте" существует сообщество, посвященное его творчеству. Администратор сообщества Анастасия Лежакова – студентка 4-го курса киноведения Санкт-Петербургского Института Кино и Телевидения увлечена немым кино, интересуется особенностями существования актерского тела в кадре, проблемами актерского метода в кино, изучает связь кино и антропологии.



- Как Мозжухин появился в вашей жизни? Вы увидели его в кино, увидели фото, что-то прочитали или что вообще произошло?

- Поступая и поступив на киноведа в Петербургский Институт Кино и Телевидения, я еще и представления не имела о Мозжухине, равно как и о том, что в начале XX века в России вообще снимали кино. Даже, кто такой Эйзенштейн, не знала. Может быть, поэтому дореволюционное и раннее советское кино так захватило меня с первых же занятий – потому что это была для меня область совершенно неизведанная. С творчеством Мозжухина, как вы понимаете, я начала знакомство тогда же. Преподаватель сказала, что его имя нам стоить запомнить. Я и запомнила. По-настоящему начала увлекаться его творчеством после «Домика в Коломне» (1913) Чардынина, а исследовать – после «Пиковой Дамы» (1916).

- Имея отношение к сообществу «Господин Мозжухинъ» и наверняка будучи знакомой с другими людьми, которым Мозжухин, его эпоха небезразличны, можете ли вы примерно дать портрет человека, который в наше время по разным причинам увлечен немым кинематографом?

- Все люди, увлекающиеся немым кино, которых я знаю, очень разные и внешне, и по темпераменту. Разве что, одеваются они порой несколько старомодно, пытаясь, видимо, соответствовать захватившей их эпохе. Или же, наоборот, очень современно и со вкусом, «с иголочки», что все равно отсылает к прошлому, потому как денди начала прошлого века не могли одеваться иначе. По-разному. Общее между ними одно – увлеченность и безграничное любопытство. Они всегда ищут.

- Насколько я поняла, ваше образование связано с искусством кино. Творчество Мозжухина уже хрестоматийно или ему в учебных программах не уделяют особого времени? Какую оценку дает современное киноведение вообще его ролям, его работе? Занимался ли кто-то именно его творчеством с точки зрения науки кино?

- Творчеству Мозжухина непременно уделяют некоторое внимание, потому что без курса дореволюционного кино ни одна программа не обходится, а Мозжухин был лучшим актером дореволюционного кино. Иногда, но уже факультативно скорее, говорят о его зарубежном творчестве при изучении французского кино 20х. Мне повезло с преподавателем по истории отечественного кино: она специализируется на дореволюционном – поэтому с творчеством Мозжухина я знакома во всех подробностях. Киноведческая среда относится к Мозжухину по-разному, есть свои сложности и противоречия, но я еще не встречала ни одного человека, который взялся бы отрицать масштабность его фигуры и ту огромную роль, которую он сыграл в истории кино. Другое дело, что ныне обсуждение его творчества считается неактуальным, потому как ему не удалось хорошо сыграть ни в одном звуковом фильме. Хотя еще лет 25-30 назад все было иначе, и творчество Мозжухина активно переоткрывалось, о чем пишет Н.М. Зоркая в небольшой книжице о Мозжухине, выпущенной в серии «Искусство» в 1990 году. Помимо Зоркой, его творчество активно исследует Наталья Нусинова, специалист по кинематографу русской эмиграции. Также нередко вспоминает о Мозжухине Рашит Янгиров в своей книге «Рабы немого», исследующей историю и бытность русской эмиграции в разных странах мира. Все без исключения упоминают его в книгах по истории кино. Я же пока не причисляю себя к авторитетным исследователям его творчества, могу лишь сказать, что моя дипломная работа совершенно точно будет о Мозжухине.

- Какие работы актера с вашей точки зрения - самые яркие и должны быть непременно увидены каждым культурным человеком?

Не знаю, насколько культурный человек обязан увлекаться такой специфической вещью, как немое кино, но если он им все-таки увлекается, то, несомненно, есть фильмы с участием Мозжухина, обязательные к просмотру. Из дореволюционных работ это, прежде всего, «Пиковая Дама» (1916, Протазанов) и «Отец Сергий» (1918, Протазанов). Это, если можно так выразиться, культовые дореволюционные фильмы, и оба являются таковыми в том числе и потому, что Мозжухину удалось воплотить в них сложные, яркие образы. Своего Германа Мозжухин возводит к байроническим образам и Фаусту Гете, а Сергия играет со всей возможной эмоциональной и психологической наполненностью толстовского образа. Мне лично еще безумно нравится картина «Сатана Ликующий» (1917, Протазанов), хотя она не столь известна. Фильм состоит из двух частей, и в первой Мозжухин играет соблазненного Сатаной пастора, а во второй – сына пастора. Обе роли, довольно разные по рисунку хотя бы из-за возраста персонажей, удаются мастеру перевоплощения Мозжухину прекрасно. Вообще, в дореволюционном кино за Мозжухиным закрепился статус актера, способного сыграть любую роль и передать в ней тончайшие психологические переходы. Эта психическая и внешняя пластичность, почти феноменальная способность к перевоплощению есть то, что делает Мозжухина Мозжухиным как в России, так и за рубежом. Из зарубежным картин, кстати сказать, из интереса можно посмотреть «Костер Пылающий» (1923). Этот фильм поможет приблизиться к Мозжухину еще и потому, что он не только играет главную роль, но и является режиссером картины.

 - Сообщество «Господин Мозжухинъ» живет полноценной жизнью или хотелось бы как-то поживее? Что чаще всего в нем публикуется и размещается?

 - Насчет полноценной жизни информационного ресурса о Мозжухине, представленного лишь страничкой «Вконтакте», говорить трудно. Я, как администратор сообщества, стараюсь поддерживать в нем активную деятельность, но, признаться, последнее время выходит не очень. Однако в ближайшем будущем мы надеемся воспрянуть духом, а в будущем обозримом завести отдельный сайт, посвященный творчеству Мозжухина. Размещаем в сообществе мы все, что попадется, важна любая информация о Мозжухине, и любые сведения ценны, потому как они немногочисленны. Скоро планируется публикация написанной вашей покорной слугой статьи об эмигрантском творчестве Мозжухина. На сайте, само собой, весь материал будет разделен по рубрикам и упорядочен, в группе это все сейчас в несколько сумбурном виде. Но все необходимое для знакомства с творческой биографией и личностью Мозжухина там все же есть.

- Нет ли у вас планов побывать на родине Мозжухина, посмотреть что там и как, оценить усилия работников музея? Вообще существуют ли «мозжухинские маршруты», места, знаки, что должен увидеть, прочувствовать, прочитать, понимать увлеченный творчеством этого актера человек?

- Побывать на исторической Родине Мозжухина – моя давняя мечта, которая, скорее всего, осуществится летом 2018 года. Очень хочется посетить музей, походить по деревеньке Кондоль, где когда-то ходил и он. Хотелось бы также побывать в Пензенской мужской гимназии, где Мозжухин учился с Мейерхольдом. Это было бы бесценным опытом и, я бы сказала, своеобразным ритуалом приобщения к личности Мозжухина. Во времени мы перемещаться не можем, но хорошо, что можем побывать в тех местах, где жили и творили деятели искусства, науки. Из других мест мозжухинского «маршрута» назвала бы здание театра «Современник» в Москве. В дореволюционной России это был Введенский Народный дом, куда Мозжухин приехал для обучения театральному мастерству. Весной 2017 года мне посчастливилось там побывать.

- Существуют ли записи голоса Мозжухина, написанные им слова – письма, дневники, попадались ли они вам? Интересно было бы понять, как человек, достигавший в профессии всего без слов, пользовался словами.

- Есть документальный фильм о Мозжухине, называется «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала» (1998, Г. Долматовская). Там приводится отрывок из звукового фильма с его участием – «Сержант Икс», посмотреть который мне пока возможности не представилось. Именно тогда я услышала голос актера впервые. Один звуковой фильм с его участием сохранился полностью – «Тысяча и вторая ночь» (1933, А. Волков). Достать его было непросто, но я посмотрела этот фильм. Мозжухину говорить там дали мало, из-за акцента, но все же услышать его голос там можно. Ни о каких аудиозаписях сведений у меня нет. Из литературного творчества сохранилось куда больше. Программным текстом Мозжухина принято считать статью «Мои мысли», опубликованную им в специальном номере «Кино-газеты» за 1918 год. В этой статье актер формулирует основные принципы творчества киноактера и пытается понять специфику работы перед кинокамерой. Мозжухин настаивает на том, что актерское творчество есть работа интеллектуальная, но продуктом ее является эмоция, передаваемая, прежде всего, глазами (о пленительном мозжухинском взгляде ходили легенды). Также ратует он за немоту кинематографа, утверждая, что ввести в кино звук «все равно, что разрисовать красками мраморную статую». Интересно, что в более позднем интервью французской газете он скажет примерно то же самое. Сохранилось также много лирического творчества Мозжухина. Это, в большинстве своем, глубоко личные, интимные произведения. Например, стиховторение « У черты», написанное в 1923 году, во время работы над «Костром Пылающим» раскрывает эмоциональное состояние актера-эмигранта.

«...И про меня в округе тоже толк недобрый...

Я слышал шопот за спиной: "Убей!"
Ведь оборотень он, и часто скользкой коброй
Шуршит средь спящих голубей...
Когда ж он - человек, умеет целоваться ядом,
И в этом образе подобен древнему царю.
Он весь в проказе, говорят, и чист одним лишь взглядом,
Я слышу это все, и тихо говорю:
Пусть кто-нибудь приблизится ко мне, пока я без движенья,
И не бойся ни клыков, ни черных моих жал,
Я покажу ему точнейшее Христа Преображенье
И неприступность гордую хрустальных скал.
Я научу его играть мячем, будь он калека,
Тот мяч послушный, легкий и большой...
Его поверхность - кожа дряблая смешного человека,
Надутая так называемой душой...»


Мастер перевоплощения, прославившийся этой своей особенностью еще на Родине, Мозжухин в эмиграции называет себя «оборотнем». Стихотворение позволяет сделать предположение о крайней нестабильности идентичности актера в этот период, и этим оно показательно, служит, на мой взгляд, своеобразным ключом к пониманию жизни и творчества Мозжухина. Все (во всяком случае, большинство) письменные свидетельства, оставленные Мозжухиным, можно найти в книге Натальи Нусиновой «Когда мы в Россию вернемся. Русское кинематографическое зарубежье 1918—1939» (Москва, 2003).

- Если бы вам была дана возможность попасть в прошлое и узнать какую-то одну, всего одну деталь, тайну, момент жизни ИМ – что бы вы хотели прояснить для себя?

- Я бы, наверное, захотела попасть в то время, когда он еще не был известен. Хотела бы понаблюдать за его жизнью в деревне, за его семьей. Пожалуй, это было бы мне наиболее интересно. Нащупать почву, породившую этого человека. Или, может быть, понаблюдать за ним в процессе работы перед камерой.

Похожие статьи